bip.ru

Перегрев двигателя: причины, как исправить

У современных машин двигатель перегревается редко: температуру отслеживают встроенные системы контроля. Они при необходимости сами корректируют охлаждение. Но если не обслуживать авто или игнорировать сигналы на приборной панели, можно допустить перегрев. Рассказываем, почему двигатель греется и что делать в этом случае.
Обновлено: 18.07.2025

Почему двигатель перегревается

Слишком высокая нагрузка

Если долго ехать на высоких оборотах на низкой передаче (например, с прицепом и включенным кондиционером), это перегрузит двигатель, особенно в жару. Периодически следует останавливаться и давать мотору остыть.

Некачественный антифриз

Плохой или разбавленный водой антифриз теряет свои свойства и закипает раньше времени, особенно в жару. В экстренной ситуации допустимо долить в охлаждающую жидкость чистую воду. Главное потом обязательно промыть систему и залить подходящий антифриз.

Низкий уровень охлаждающей жидкости

Если антифриза мало, система охлаждения не работает полноценно и мотор нагревается. Следует проверять уровень жидкости хотя бы раз в пару недель — не только зимой, но и летом. Лучше делать это утром перед поездкой, пока двигатель холодный: при нагреве антифриз расширяется, и уровень не получится определить точно.

Поломка вентилятора охлаждения

Вентилятор принудительно прогоняет воздух через радиатор и помогает антифризу остыть. Он включается автоматически, когда температура «охлаждайки» достигает около 100 °C. Если вентилятор сломается, антифриз перестанет охлаждаться, и двигатель «закипит».

Неисправность термостата

Термостат регулирует поток охлаждающей жидкости. Сначала — для быстрого прогрева двигателя — пускает ее по малому контуру через ДВС, а когда температура достигает нормы, — открывает доступ к основному контуру (радиатору), чтобы охлаждать жидкость. Если термостат выходит из строя, антифриз не попадает в радиатор и быстро перегревается.

Засорился радиатор

Грязь, пыль, листья, насекомые — все это со временем забивает радиатор. В результате нарушается теплоотдача, и двигатель начинает греться. Самому лучше не пытаться чистить радиатор: есть риск повредить тонкие алюминиевые пластины между трубками. Кроме того, в современных машинах основной радиатор часто стоит за радиатором кондиционера, и без демонтажа вымыть всю грязь не получится.

Сломался диффузор радиатора

Это пластиковая накладка, которая направляет поток воздуха от вентилятора прямо на радиатор. Если она ломается, воздух просто «гуляет» под капотом.

Неисправность крышки радиатора

На крышке радиатора есть специальный клапан, который поддерживает правильное давление внутри системы. За счет этого растет температура кипения антифриза, и он эффективно охлаждает двигатель даже при высоких температурах. Если клапан крышки вышел из строя, давление в системе падает. В результате антифриз начинает закипать при более низкой температуре, и мотор перегревается.

Износ помпы или обрыв ремня

Помпа (водяной насос) качает антифриз по системе. Если она выходит из строя или перестает работать из-за порванного или растянутого ремня, жидкость не циркулирует — и двигатель перегревается.

Повреждение прокладки ГБЦ

Прокладка ГБЦ герметично разделяет три среды: масло, охлаждающую жидкость и камеры сгорания. Если прокладка повреждена, антифриз попадет в цилиндры, а давление в системе упадет. Из-за этого двигатель перестает нормально охлаждаться.


Если из выхлопной трубы выходит белый дым, в расширительном бачке появились пузырьки и ощущается сладковатый запах антифриза, двигатель лучше сразу заглушить и вызвать эвакуатор.

Последствия перегрева двигателя

Зависит от степени перегрева и как долго двигатель работал в таком режиме:

  • Если стрелка температуры поднялась в красную зону (обычно выше 115–120 °C) — это повод насторожиться. Причина может быть банальной: низкий уровень антифриза или временный сбой в работе вентилятора. Если вовремя заметить и устранить проблему, все обойдется без серьезных поломок.
  • Хуже, если из-под капота уже идет пар. Значит, антифриз закипел, а двигатель работает на пределе. Нужно остановиться, заглушить мотор и подождать, пока он остынет. После этого лучше заехать на СТО: даже если машина завелась, перегрев мог повредить детали авто.

Пар из-под капота авто

Если продолжать ехать с перегретым двигателем долгое время, можно «убить» мотор, и тогда двигатель придется менять.

Что делать, если двигатель перегревается

Если заметили, что температура двигателя растет, а на приборной панели загорелся красный значок термометра:

  • Остановитесь в безопасном месте. Выключите кондиционер и включите печку на полную мощность. Это поможет отвести часть тепла от двигателя, но в салоне станет очень жарко.
  • Осторожно откройте капот, но не сразу. Подождите 20-30 минут, чтобы двигатель немного остыл, иначе можно обжечься паром.
  • Дайте мотору поработать на «холостых». Если перегрев не критичный (нет пара, жидкость не вытекает), дайте мотору поработать 5–10 минут на холостых оборотах — это поможет сбросить температуру.
  • Заглушите двигатель. В некоторых современных авто после остановки продолжают работать вентилятор и насос охлаждения — это нормально.
  • Ждите, пока мотор остынет. Не пытайтесь остудить его водой: от резкого перепада температур может треснуть головка блока цилиндров или другие детали.

Пока двигатель остывает, можно провести быструю диагностику:

  • Проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если он ниже отметки MIN — это может быть причиной перегрева. После остывания долейте антифриз, в крайнем случае воду, но потом нужно обязательно заменить смесь на нормальную охлаждающую жидкость.
  • Проверьте наличие утечек. Обратите внимание, не идет ли пар с характерным сладким запахом антифриза. Посмотрите, не появилась ли под машиной лужа.
  • Осмотрите радиатор. Грязь может забить соты радиатора и мешать теплоотдаче. Если видите засоры — аккуратно удалите.

Обычно за пару часов двигатель полностью остывает. После этого можно попробовать снова завести машину — возможно, сработала защита, и мотор сам отключился, чтобы не перегреться.

Если из-под капота выходит пар — значит антифриз закипел и вырывается через поврежденный патрубок или крышку бачка. В таком случае поездку лучше не продолжать и вызвать эвакуатор.


Если у вас нет опыта в ремонте автомобилей, скорее всего определить точную причину перегрева «на месте» не получится. Лучше не экспериментировать и обратиться в сервис.

Как действовать дальше — зависит от ситуации:

  • Если температура пришла в норму, уровень жидкости в порядке и явных утечек нет — можно осторожно продолжить движение до ближайшего сервиса. Избегайте пробок, не перегружайте мотор, двигайтесь на низких оборотах, и не выключайте печку — это поможет удержать температуру под контролем.
  • Если перегрев повторяется или не проходит, лучше не рисковать и вызвать эвакуатор. Езда с перегретым мотором может привести к серьезным поломкам.

Что нельзя делать, при перегреве

  • Не открывайте капот сразу — можно получить ожог паром. Подождите 20-30 минут, пока двигатель остынет.
  • Не лейте холодную воду на двигатель. Резкий перепад температуры может вызвать трещины в металле. Мотор должен остыть постепенно, сам по себе. Доливать холодную жидкость в неостывший двигатель тоже нельзя.
  • Не откручивайте крышку расширительного бачка в попытке быстрее охладить мотор. Если двигатель только что закипел, в системе охлаждения будет высокое давление. При попытке открутить крышку ее может выбить горячий пар и кипящий антифриз, а вы получите ожог.
  • Не продолжайте движение с перегретым двигателем — это может привести к серьезному ремонту или полной замене мотора.
  • Не пытайте самостоятельно устранить проблему без опыта.

Профилактика перегрева двигателя

  • Следите за уровнем охлаждающей жидкости. Проверяйте хотя бы раз в две недели до начала поездки на холодном двигателе. Если уровень низкий — долейте жидкость.
  • Заливайте качественный антифриз. Не используйте дешевые и сильно разбавленные жидкости.
  • Проходите ТО вовремя. Регулярная диагностика поможет выявить проблемы с системой охлаждения.
  • Следите за чистотой радиатора. Чистку желательно проводить раз в сезон — лучше на СТО, чтобы ничего не повредить.
  • Следите за температурой, особенно в пробках и в жару. Не игнорируйте индикаторы на приборной панели.

Видео по теме


ЗаставкаВоспроизвести

Над материалом работали

Автор

Александра Дорошина

Автор bip.ru