Статья 12.17 КоАП РФ. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включёнными специальными световыми и звуковыми сигналами
Текст статьи 12.17 КоАП РФ
- Водителю грозит штраф 500 ₽ за отказ пропустить ТС, у которого на дороге преимущество, а именно:
- Общественный транспорт.
- Автомобиль с включённым синим проблесковым маячком и сиреной.
1.1. Водителя могут оштрафовать на 2250 ₽ за движение по полосе для общественного транспорта и за остановку на «выделенке». Исключения:
- У транспорта есть разрешение на движение по спецполосе (полный список в ПДД 18.2).
- Для поворота направо и въезда на главную дорогу обычные автомобили должны перестраиваться на выделенную полосу, если есть пунктирная разметка (пунктир с той стороны, откуда можно заехать на полосу). Также прерывистая разметка обозначает участки, где можно заехать для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех городскому транспорту (ПДД 18.2).
- За выезд на трамвайные пути встречного движения или встречную полосу для общественного транспорта предусмотрено отдельное наказание по статье 12.15, пункты 3-5.
1.2. В Москве и Санкт-Петербурге штраф за движение по выделенной полосе и незаконную остановку больше, чем в других городах — 4500 ₽.
2. Штраф 4500-7500 ₽ или лишение прав на 3-12 месяцев грозит водителю, если он не пропустил транспорт с цветографическими схемами на кузове с включёнными спецсигналами (синий фонарь и сирена).
Комментарии к ст. 12.17 КоАП РФ
- В правилах дорожного движения (пункт 18) указано, в каких случаях водитель обязан уступить дорогу общественному транспорту:
- Трамвай имеет преимущество перед другими участниками движения на пересечении трамвайных путей и дороги вне перекрёстков.
- Автобусы и троллейбусы имеют приоритет, когда отъезжают от остановки в населённых пунктах.
- Помните, что пропускать нужно только спецтранспорт с синими или красно-синими проблесковыми маячками, а с жёлтыми и белыми — нет.
- Уступать дорогу спецтранспорту нужно только при совпадении двух условий: должен быть включён синий маячок и должна работать сирена.
- Рядом со знаком, обозначающим полосу для общественного транспорта, может быть установлен «кирпич», который запрещает движение любому транспорту, кроме маршрутного. Поэтому водитель такси, выехавший на спецполосу, рискует получить штраф.
- Над автобусной полосой могут быть таблички с информацией, когда по «выделенке» может двигаться только общественный транспорт. Соответственно, в остальное время полоса открыта для движения по ней других автомобилей.
- На некоторых улицах с односторонним движением автобусная полоса направлена навстречу общему потоку машин: общественный транспорт движется в одну сторону, а остальной поток — в другую. Начало и конец такой «выделенки» обозначаются знаками 5.11.1 и 5.12.1 соответственно. По правилам такая полоса не отличается от обычной встречной, и если водитель немаршрутного транспорта попытается на неё выехать, например, в попытке объехать пробку, его ждёт наказание по статье 12.15 (п. 3-5), за неправомерное движение по «встречке».
- Цветографические схемы — это метод оформления кузова автомобилей оперативных служб, таких как скорая помощь, полиция, пожарная охрана. Они включают в себя базовый цвет, декоративные полосы, информационные надписи и опознавательные знаки. На правую и левую сторону автомобиля наносят одинаковые цветографические схемы.