Что такое тотал
Тотал — это не всегда про разбитую в хлам машину. В страховой практике тотал — это ситуация, когда автомобиль либо невозможно восстановить, либо стоимость ремонта слишком высока по сравнению с ценой машины.
При этом авто может выглядеть почти целым и даже быть на ходу. Но если под замену идут сразу несколько дорогих элементов, например, переднее крыло, капот, фары, решетка радиатора — сумма ремонта легко превысит установленный порог.
В этом случае водитель получает страховую выплату вместо ремонта, а автомобиль признают непригодным для восстановления по КАСКО.
Как страховщики определяют тотал
Основной критерий — соотношение стоимости ремонта и страховой суммы. В договоре КАСКО указывают порог, при превышении которого случай признают тотальным. Каждая компания устанавливает его самостоятельно, но обычно в диапазоне 65-80% от страховой суммы.
Разберем на примере: автомобиль застрахован по КАСКО на 1 млн ₽. По условиям договора тотал наступает, если стоимость восстановления превышает 70% страховой суммы.
После ДТП страховая оценила ремонт в 720 тыс. ₽ — 72% от обозначенной суммы, поэтому случай признается тоталом.
Процент считают не от рыночной стоимости автомобиля, а от страховой суммы по КАСКО, которая со временем уменьшается из-за износа. Если страховая сумма занижена, даже относительно небольшие повреждения могут привести к признанию тотала, а выплаченных средств не хватит для покупки аналогичного ТС.
Машина, сильно пострадавшая в аварии
Тотал по КАСКО: как рассчитывают
После происшествия страховщик отправляет автомобиль на осмотр или техническую экспертизу. Одновременно специалисты определяют стоимость годных остатков транспортного средства (ГОТС) — то есть частей машины, которые сохранились после аварии. Их можно продать или использовать повторно.
Сумма итоговой выплаты зависит от решения владельца авто. Если он оставит ГОТС себе, компания выплатит ему возмещение за минусом:
- Стоимости годных остатков.
Если владелец передаст годные остатки страховой компании, он получит большую сумму. Из возмещения вычтут только:
- Неоплаченные взносы по страховке.
Разбитое авто при этом перейдет в собственность страховщика. Компания реализует его на аукционе или отремонтирует.
Тотал по ОСАГО: как рассчитывают
В отличие от КАСКО, ОСАГО покрывает только ущерб пострадавшему. Поэтому деньги за тотал получит тот, кому повредили машину. Виновника ДТП защищает только КАСКО.
Все страховщики для расчета выплачиваемой суммы применяют Единую методику расчета (ЕМР). Формула: «Рыночная цена автомобиля − стоимость годных остатков = сумма выплаты, но не более 400 тыс. ₽». То есть даже если расчетная сумма получится больше, пострадавшему выплатят компенсацию только в пределах установленного лимита.
Рассмотрим пример:
Сергей въехал в машину Александра. Оба автомобиля не подлежат ремонту, у обоих владельцев только полис ОСАГО. В итоге:
- Сергею ничего не выплатят — его ОСАГО защищает только пострадавшего.
- Рыночная цена авто Александра на момент происшествия — 900 тыс. ₽. Остатки после ДТП оценили в 200 тыс. ₽.
- По формуле получается сумма: 900 тыс. − 200 тыс. = 700 тыс. ₽.
Но так как ОСАГО покрывает возмещение до 400 тыс. ₽, Александр получит от страховой только эту сумму. Оставшуюся часть он может взыскать только напрямую с Сергея через суд.
Как оспорить тотал
Разберемся, что делать, если страховая компания занижает стоимость ГОТС.
Попробовать договориться со страховой
Иногда итоговую сумму можно скорректировать, например, предложив страховой пересмотреть расчет ущерба:
- заменить ремонт у официального дилера на обычную СТО;
- согласиться на использование б/у запчастей вместо новых.
Это может уменьшить стоимость ремонта и повлиять на итоговую оценку.
Провести независимую экспертизу
Если договориться не удалось, можно привлечь независимого оценщика. Он определит реальную стоимость остатков и подготовит официальный отчет. Но есть нюансы:
- Результат независимой экспертизы может совпасть с оценкой страховой.
- При существенной разнице придется обращаться в суд, где могут назначить новую, судебную экспертизу.
- Нужно будет оплатить работу оценщика и представителя.
Прежде чем идти в суд, направьте страховой письменную претензию с копией независимой экспертизы. Компания может согласиться пересмотреть свою оценку, чтобы не доводить дело до суда.
Не продавать годные остатки раньше времени
Если вы продадите поврежденный автомобиль или его части прежде, чем закончится разбирательство, суд может посчитать, что у вас больше нет имущественного интереса, и отказать в иске. Поэтому любые споры с оценкой нужно начинать до продажи ГОТС.
Видео по теме