Эти признаки появляются не только при проблемах с катушкой, но и при неисправных свечах. Рекомендуем провести проверку свечей и заменить их тоже, если необходимо.
Что такое катушка зажигания и для чего она нужна
Катушка зажигания — компонент системы зажигания автомобиля, который трансформирует слабый ток от аккумулятора в мощный заряд для запуска двигателя.
Она отвечает за преобразование низковольтного напряжения в высокое, которое нужно для создания искр на свечах.
Без искры двигатель не будет запускаться, поэтому очень важно следить за состоянием детали, своевременно проходить проверки и ремонт.
Принцип работы катушки зажигания
Катушка состоит из двух обмоток, а также железного сердечника. В первичной обмотке небольшое количество витков толстого провода, а во вторичной — большое количество витков тонкого провода.
Первая обмотка подключена к аккумулятору и ключу зажигания. Когда ключ поворачивается, через нее проходит ток и создает магнитное поле. Это поле притягивает железный сердечник, который замыкает контакты на вторичной обмотке. В результате этого процесса создается высокое напряжение, и появляется искра.
Бензин зажигается, поршни приходят в движение, и двигатель автомобиля начинает работу.
Виды катушек зажигания
Катушки бывают трех основных типов: классические, индивидуальные и сдвоенные.
- классическая используется в старых автомобилях, где она обслуживает все цилиндры. Она устанавливается в распределителе зажигания и посылает искру на свечи с помощью проводов высокого напряжения. Импульс передаётся на каждую из свечей при помощи распределителя — трамблера. Механизм прерывателя состоит из вала с выступами (кулачками), которые двигаются в соответствии с вращением распределительного вала. Выступы давят на контакты, которые замыкают и размыкают цепь низкого напряжения, ведущую к катушке. В то же время «бегунок», расположенный на том же вале, передает высоковольтные сигналы к свечам, создавая искру в соответствующем цилиндре.
- индивидуальные — их ставят во всех современных автомобилях. Они обслуживают один цилиндр мотора. Индивидуальную катушку зажигания ставят сразу на свечу, за генерацию импульсов и их распределение отвечает ЭБУ — электронный блок управления. Индивидуальные катушки обеспечивают более точное распределение энергии и улучшают характеристики двигателя.
- сдвоенные — у таких катушек два вывода высокого напряжения. Одна такая катушка подает напряжение сразу на два цилиндра. Распределением импульса также занимается блок управления. Они обычно дешевле и проще в установке, но могут снижать эффективность работы мотора в автомобиле.
Признаки неисправности катушки
О проблемах с деталью обычно свидетельствуют несколько признаков:
- Автомобиль не заводится вообще или запускается с трудом — особенно во влажную погоду.
- Появились сбои в работе мотора.
- Машина плохо разгоняется или дергается при наборе оборотов.
- Повысился расход бензина
- На приборной панели появился индикатор Check Engine.
Причины выхода катушки из строя
Несмотря на большой ресурс, деталь может сломаться из-за неправильных условий эксплуатации и внешних факторов.
Механические повреждения
Во время эксплуатации все детали изнашиваются, катушка не исключение. Появляются микротрещины, нарушается изоляция. Есть вероятность поломки из-за протекания масла через уплотнители в автомобиле.
Перегрев
Неисправность системы охлаждения, утечка тосола или недолив охлаждающей жидкости — главные причины перегрева. Чтобы катушка не вышла из строя раньше времени, периодически проводите проверку системы охлаждения двигателя и выбирайте только качественные антифризы.
Повреждение контактов
Во время дождей есть вероятность, что под капот попадет влага, которая может навредить контактам. Зимой — реагенты могут попасть на катушку и вывести соединения из строя.
Вибрация
Ее источник — головка блока цилиндров (ГБЦ). Чтобы уменьшить вред катушке от вибраций, следите за работой мотора — любые отклонения могут повредить детали.
Как проверить катушку зажигания на работоспособность
Прежде всего, необходимо знать, где находится деталь в автомобиле. Обычно она устанавливается на двигателе, рядом со свечами зажигания. Чтобы найти катушку быстро, обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля.
Провести внешний осмотр
Часто определить поломку можно по визуальным признакам — изменению формы, цвета пластика, бороздкам на корпусе, следам плавления или возгорания. Сравните вашу с новой или исправной деталью из другого авто, чтобы убедиться в поломке.
Заменить катушку
По сути, это проверка методом «тыка» — придется поочередно вынимать и менять каждую деталь, чтобы найти неисправную. Вам понадобится новая катушка или рабочая из другого авто. Количество катушек соответствует числу цилиндров двигателя — если отключить одну из деталей, цилиндр будет работать с перебоями. Вы определите это по звукам и ритму работы мотора. Если при отключении очередной катушки ничего не изменилось — это нерабочая деталь.
Диагностика мультиметром
Для этого метода нужен мультиметр, отвертка, плоскогубцы, изолента и ключ для свечей зажигания.
- Отключите аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания.
- Вытащите катушку из двигателя. Она крепится болтами или гайками.
- Подключите черный провод мультиметра к отрицательной клемме, а красный провод – к положительной.
- Включите режим определения сопротивления — оно должно быть от 0,5 до 2 Ом. Если значение выходит за эти пределы, катушка может быть неисправна.
- Затем измерьте напряжение — нормальное значение находится в пределах 10-15 В. Если значения отличаются — возможен обрыв или короткое замыкание.
- Также, осмотрите провода, которые идут от катушки к свечам. Они могут быть повреждены или окислены — возникают проблемы с запуском. Замените поврежденные провода новыми.
- Поставьте деталь обратно и подключите аккумулятор.
- Заведите автомобиль и проверьте работу мотора. Если двигатель заводится без проблем, значит, катушка исправна. Если двигатель не завелся или работает со сбоями — возможна проблема в других компонентах системы. Обратитесь к механику для диагностики и ремонта.
- Убедитесь, что зажигание включено.
- Отсоедините провод от свечи зажигания и подключите его к катушке.
- Прикоснитесь другим концом провода к массе автомобиля, например к двигателю.
- Запустите мотор и наблюдайте за появлением искры.
Проверка на искру
Замена катушки зажигания
Вам потребуется набор инструментов и некоторые базовые знания о том, как работает система зажигания вашего автомобиля.
- Отключите аккумулятор, чтобы предотвратить короткое замыкание и другие опасности при выполнении работ.
- Найдите катушку зажигания: она обычно расположена на двигателе или рядом с ним. Она может быть закреплена болтами или винтами, поэтому вам, возможно, придется снять некоторые детали, чтобы получить к ней доступ.
- Отсоедините проводку. Будьте осторожны, чтобы не повредить провода или клеммы. Запишите или сфотографируйте, как провода были подключены, чтобы вы могли правильно подключить новую катушку.
- Снимите старую катушку зажигания, если она еще установлена. Обратите внимание на расположение и тип болтов или винтов, используемых для крепления, чтобы установить новую катушку правильно.
- Установите новую деталь на место старой. Используйте новые болты или винты, если это необходимо. Подсоедините провода, следуя схемам, которые вы записали или сфотографировали ранее.
- После подключения проводов убедитесь, что все соединения надежны и хорошо закреплены. При необходимости, используйте диэлектрическую смазку для улучшения контакта.
- Наконец, подключите аккумулятор. Заведите машину и убедитесь, что нет пропусков зажигания.
- Прокатитесь на авто и проверьте его производительность. Если проблема не устранена, возможно, вам потребуется ремонт других компонентов системы зажигания или обратиться к механику для диагностики.