Bip.ru - сравните цены и оформите ОСАГО онлайн
ПРОВЕРКА ДАННЫХ

Как проверить катушку зажигания в авто

Если машина начала дергаться во время набора оборотов, а мотор сбоит, возможно, причина в катушке зажигания. Рассказываем, как она работает и как найти неисправность.
Обновлено: 01.12.2023

Что такое катушка зажигания и для чего она нужна

Катушка зажигания — компонент системы зажигания автомобиля, который трансформирует слабый ток от аккумулятора в мощный заряд для запуска двигателя.

Она отвечает за преобразование низковольтного напряжения в высокое, которое нужно для создания искр на свечах.

Без искры двигатель не будет запускаться, поэтому очень важно следить за состоянием детали, своевременно проходить проверки и ремонт.

Катушка зажигания

Принцип работы катушки зажигания

Катушка состоит из двух обмоток, а также железного сердечника. В первичной обмотке небольшое количество витков толстого провода, а во вторичной — большое количество витков тонкого провода.

Первая обмотка подключена к аккумулятору и ключу зажигания. Когда ключ поворачивается, через нее проходит ток и создает магнитное поле. Это поле притягивает железный сердечник, который замыкает контакты на вторичной обмотке. В результате этого процесса создается высокое напряжение, и появляется искра.

Бензин зажигается, поршни приходят в движение, и двигатель автомобиля начинает работу.

Схема работы системы

Виды катушек зажигания

Катушки бывают трех основных типов: классические, индивидуальные и сдвоенные.

  • классическая используется в старых автомобилях, где она обслуживает все цилиндры. Она устанавливается в распределителе зажигания и посылает искру на свечи с помощью проводов высокого напряжения. Импульс передаётся на каждую из свечей при помощи распределителя — трамблера. Механизм прерывателя состоит из вала с выступами (кулачками), которые двигаются в соответствии с вращением распределительного вала. Выступы давят на контакты, которые замыкают и размыкают цепь низкого напряжения, ведущую к катушке. В то же время «бегунок», расположенный на том же вале, передает высоковольтные сигналы к свечам, создавая искру в соответствующем цилиндре.
  • индивидуальные — их ставят во всех современных автомобилях. Они обслуживают один цилиндр мотора. Индивидуальную катушку зажигания ставят сразу на свечу, за генерацию импульсов и их распределение отвечает ЭБУ — электронный блок управления. Индивидуальные катушки обеспечивают более точное распределение энергии и улучшают характеристики двигателя.
  • сдвоенные — у таких катушек два вывода высокого напряжения. Одна такая катушка подает напряжение сразу на два цилиндра. Распределением импульса также занимается блок управления. Они обычно дешевле и проще в установке, но могут снижать эффективность работы мотора в автомобиле.

Признаки неисправности катушки

О проблемах с деталью обычно свидетельствуют несколько признаков:

  1. Автомобиль не заводится вообще или запускается с трудом — особенно во влажную погоду.
  2. Появились сбои в работе мотора.
  3. Машина плохо разгоняется или дергается при наборе оборотов.
  4. Повысился расход бензина
  5. На приборной панели появился индикатор Check Engine.

признаки неисправности катушки зажигания

Эти признаки появляются не только при проблемах с катушкой, но и при неисправных свечах. Рекомендуем провести проверку свечей и заменить их тоже, если необходимо.

Причины выхода катушки из строя

Несмотря на большой ресурс, деталь может сломаться из-за неправильных условий эксплуатации и внешних факторов.

Механические повреждения

Во время эксплуатации все детали изнашиваются, катушка не исключение. Появляются микротрещины, нарушается изоляция. Есть вероятность поломки из-за протекания масла через уплотнители в автомобиле.

Перегрев

Неисправность системы охлаждения, утечка тосола или недолив охлаждающей жидкости — главные причины перегрева. Чтобы катушка не вышла из строя раньше времени, периодически проводите проверку системы охлаждения двигателя и выбирайте только качественные антифризы.

Повреждение контактов

Во время дождей есть вероятность, что под капот попадет влага, которая может навредить контактам. Зимой — реагенты могут попасть на катушку и вывести соединения из строя.

Вибрация

Ее источник — головка блока цилиндров (ГБЦ). Чтобы уменьшить вред катушке от вибраций, следите за работой мотора — любые отклонения могут повредить детали.

Как проверить катушку зажигания на работоспособность

Прежде всего, необходимо знать, где находится деталь в автомобиле. Обычно она устанавливается на двигателе, рядом со свечами зажигания. Чтобы найти катушку быстро, обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля.

Провести внешний осмотр

Часто определить поломку можно по визуальным признакам — изменению формы, цвета пластика, бороздкам на корпусе, следам плавления или возгорания. Сравните вашу с новой или исправной деталью из другого авто, чтобы убедиться в поломке.

Заменить катушку

По сути, это проверка методом «тыка» — придется поочередно вынимать и менять каждую деталь, чтобы найти неисправную. Вам понадобится новая катушка или рабочая из другого авто. Количество катушек соответствует числу цилиндров двигателя — если отключить одну из деталей, цилиндр будет работать с перебоями. Вы определите это по звукам и ритму работы мотора. Если при отключении очередной катушки ничего не изменилось — это нерабочая деталь.

Диагностика мультиметром

Для этого метода нужен мультиметр, отвертка, плоскогубцы, изолента и ключ для свечей зажигания.

  • Отключите аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания.
  • Вытащите катушку из двигателя. Она крепится болтами или гайками.
  • Подключите черный провод мультиметра к отрицательной клемме, а красный провод – к положительной.
  • Включите режим определения сопротивления — оно должно быть от 0,5 до 2 Ом. Если значение выходит за эти пределы, катушка может быть неисправна.
  • Затем измерьте напряжение — нормальное значение находится в пределах 10-15 В. Если значения отличаются — возможен обрыв или короткое замыкание.
  • Также, осмотрите провода, которые идут от катушки к свечам. Они могут быть повреждены или окислены — возникают проблемы с запуском. Замените поврежденные провода новыми.
  • Поставьте деталь обратно и подключите аккумулятор.
  • Заведите автомобиль и проверьте работу мотора. Если двигатель заводится без проблем, значит, катушка исправна. Если двигатель не завелся или работает со сбоями — возможна проблема в других компонентах системы. Обратитесь к механику для диагностики и ремонта.
  • проверка мультиметром

    Проверка на искру

    1. Убедитесь, что зажигание включено.
    2. Отсоедините провод от свечи зажигания и подключите его к катушке.
    3. Прикоснитесь другим концом провода к массе автомобиля, например к двигателю.
    4. Запустите мотор и наблюдайте за появлением искры.
Замена катушки

Замена катушки зажигания

Вам потребуется набор инструментов и некоторые базовые знания о том, как работает система зажигания вашего автомобиля.

  1. Отключите аккумулятор, чтобы предотвратить короткое замыкание и другие опасности при выполнении работ.
  2. Найдите катушку зажигания: она обычно расположена на двигателе или рядом с ним. Она может быть закреплена болтами или винтами, поэтому вам, возможно, придется снять некоторые детали, чтобы получить к ней доступ.
  3. Отсоедините проводку. Будьте осторожны, чтобы не повредить провода или клеммы. Запишите или сфотографируйте, как провода были подключены, чтобы вы могли правильно подключить новую катушку.
  4. Снимите старую катушку зажигания, если она еще установлена. Обратите внимание на расположение и тип болтов или винтов, используемых для крепления, чтобы установить новую катушку правильно.
  5. Установите новую деталь на место старой. Используйте новые болты или винты, если это необходимо. Подсоедините провода, следуя схемам, которые вы записали или сфотографировали ранее.
  6. После подключения проводов убедитесь, что все соединения надежны и хорошо закреплены. При необходимости, используйте диэлектрическую смазку для улучшения контакта.
  7. Наконец, подключите аккумулятор. Заведите машину и убедитесь, что нет пропусков зажигания.
  8. Прокатитесь на авто и проверьте его производительность. Если проблема не устранена, возможно, вам потребуется ремонт других компонентов системы зажигания или обратиться к механику для диагностики.