
У производителей шин есть свои рекомендации по поводу эксплуатации. Данные часто наносят на покрышку (маркировка), так можно узнать о максимальном давлении, которое шина может выдержать, но лучше его не превышать.
В первую очередь значение зависит от загруженности машины: сколько человек обычно ездит, есть ли тяжелый груз. Данные о нормах есть в каждом автомобиле: информацию из заводской инструкции часто дублируют на наклейке в проёме двери со стороны водителя, с внутренней стороны лючка топливного бака и на внутренней дверце бардачка. Ниже мы подробно объясняем, как читать таблицу с данными о давлении.
Помимо загруженности определенную роль играют дорожные условия, стиль вождения и сезон. Специфические условия требуют коррекции показателей, о чем мы подробно пишем в разделе когда нужно корректировать давление в шинах.
Про запасное колесо часто забывают, но за ним тоже требуется уход. Показания давления для запаски, если она предусмотрена, указывают в тех же табличках от автопроизводителя, но от типа запасного колеса будет зависеть, насколько высоким давление будет. Например, у шины стандартного размера значение не отличается от основного комплекта, а у маленькой докатки показатель должен быть больше 4 бар.
У производителей шин есть свои рекомендации по поводу эксплуатации. Данные часто наносят на покрышку (маркировка), так можно узнать о максимальном давлении, которое шина может выдержать, но лучше его не превышать.
Один из способов понять, что в давлении шины что-то не так – это изучить рисунок протектора. При правильном давлении нагрузка распределяется равномерно, и рисунок сильно не меняется. О низком давлении могут говорить симметрично стертые внешние края, а стертый центр – о высоком. Подробнее можно почитать в разделе что будет, если накачать шины неправильно. Однако это не самый надежный способ диагностики, так как износ протектора может быть вызван разбалансировкой, или нужен сход-развал. Следы износа в этом случае выглядят по-другому, но на глаз выявить проблему может быть трудно.
Для точной диагностики понадобится манометр. Прочитать о том, как сделать замер самому вы можете в разделе как измерить давление.
Проверка давления шин
Определить давление – значит измерить силу, которую воздух оказывает на внутренние стенки покрышки. То есть мы определяем, насколько шина наполнена воздухом. Автопроизводители используют разные единицы измерения в зависимости от страны:
Для российской марки Lada давление указывается в МПа (мегапаскали), но это скорее исключение из правила.
Чтобы было проще разобраться, мы свели основные единицы измерения в таблицу:
Бар (bar, бар) | Атмосфера (atm, атм) | Фунт на квадратный дюйм (psi) | Мегапаскаль (Mpa, МПа) | |
1 бар | - | 1 | 14,5 | 0,1 |
1 атм | 1 | - | 14,7 | 0,1 |
1 psi | 0,07 | 0,07 | - | 0,007 |
1 МПа | 10 | 1 | 145 | - |
Для перевода измерений можно использовать онлайн-калькулятор.
Как читать таблицу с данными о давлении
Варианты типоразметки | Средняя загрузка | Полная загрузка | ||
Передние | Задние | Передние | Задние | |
205/55 R16 91 V | 2.1 | 2.0 | 2.2 | 2.5 |
225/45 R17 91 V | 2.1 | 2.0 | 2.2 | 2.5 |
225/40 R18 92 W | 2.4 | 2.1 | 2.6 | 2.6 |
Это ориентировочная таблица, ее вид отличается от того, что вы, вероятно, найдете в своем автомобиле, но основная информация будет та же. Возьмем в качестве примера показатели к Audi A3:
Давайте представим, что на данном Audi обычно ездит семья из четырёх человек и регулярно перевозит тяжелые вещи из дома на дачу и обратно. Размер установленных шин 205/55 R16 91 V. Если смотреть по таблице, оптимальное давление для передней оси будет 2.2 бара, а для задней 2.5.
В таблице представлены нормативы давления в шинах популярных в России машин:
Марка, модель | Размеры шин | Давление бар (передние/задние) | |
Средняя заг. | Полная заг. | ||
Lada Granta | 175/70 R13 | 1.9/1.9 | 1.9/2.1 |
Lada Niva | 185/75 R16 | 2.1/1.9 | 2.1/1.9 |
Kia Rio | 175/70 R14 84 H | 2.2/2.2 | 2.2/2.2 |
Hyundai Solaris | 185/65 R15 | 2.3/2.3 | 2.3/2.3 |
Chery Tiggo 4 | 215/60 R17 96 H | 2.2/2.2 | 2.4/2.4 |
Renault Sandero | 185/65 R15 88 T | 2.2/2.0 | 2.2/2.0 |
Haval Jolion | 215/60 R17 | 2.4/2.4 | 2.4/2.4 |
Geely Coolray | 215/60 R17 | 2.2/2.2 | 2.3/2.3 |
Haval F7 | 225/55 R19 | 2.3/2.3 | 2.3/2.3 |
Omoda C5 | 215/60 R17 96 H | 2.2/2.2 | 2.4/2.4 |
Skoda Rapid | 185/60 R15 84 H | 2.1/2.3 | 2.3/3.1 |
Mazda CX-5 | 225/65 R17 102 V | 2.3/2.3 | 2.6/2.8 |
Geely Atlas Pro | 225/65 R17 | 2.2/2.2 | 2.3/2.3 |
Nissan Qashqai | 215/65 R16 98 H | 2.3/2.3 | 2.6/2.7 |
Nissan X-Trail | 225/65 R17 102 H | 2.3/2.1 | 2.8/2.6 |
Многие автоэксперты сходятся во мнении, что замерять давление следует 1 раз в 2 недели, но не реже 1 раза в месяц. Даже в идеальных условиях показатель падает со скоростью 0,07 бар/мес, поэтому регулярные проверки необходимы, чтобы не упустить момент, и не дать значениям упасть до критических значений.
Не забывайте также о запасном колесе – давление в нем следует проверять не реже, чем в основных.
Нажимая «Рассчитать ОСАГО», вы принимаете условия сервиса
Можно замерить самому или обратиться на СТО.
Предварительно шины должны остыть, после последней поездки должно пройти не меньше 3 часов. Связано это с тем, что покрышки сильно нагреваются при трении об асфальт, воздух внутри становится горячим и давление растёт. Лучше замерять давление утром перед поездкой.
Для самостоятельного измерения нужен манометр. Приборы в России показывают значения в барах. Выбрать можно один из следующих:
На многих европейских и американских машинах, а также авто премиум-сегмента, обычно предустановлена система, постоянно отслеживающая давление в шинах – TPMS (Tire Pressure Monitor System). В ниппель или в шины монтируется датчик, который передаёт данные в автомобильный компьютер. Если давление стало слишком низким или высоким, на передней панели отобразится предупреждение. Это TPMS прямого контроля.
Система непрямого контроля использует для определения проблемы информацию с датчиков ABS. Она отслеживает скорость вращения колёс: если давление внутри упало, радиус колеса уменьшится, из-за чего меняется скорость его вращения. Система сообщит о возможном проколе, но точное давление в шинах узнать не выйдет. Водители также отмечают невысокую точность системы и вероятность ложного срабатывания, например, в случае перегруза машины или резкого подъёма. Чтобы сбросить старые показатели, нажмите на кнопку либо в салоне, либо в меню компьютера, иначе система будет работать неправильно.
Если TPMS не была предусмотрена заводом, можно купить внешнюю систему: по одному датчику крепится на каждый вентиль, и информация о давлении передается на монитор блока контроля. Блок устанавливают на передней панели и заряжают через usb или от батареек.
Давление влияет на многие факторы: скорость износа протектора, расход топлива, управляемость автомобиля и самое главное – безопасность. Плохо накачанное или перекаченное колесо сделает площадь пятна контакта слишком маленькой для хорошего сцепления с дорогой.
Пятно контакта – это 'отпечаток', который остается на дороге при контакте шины с поверхностью. То есть это часть шины, которая непосредственно взаимодействует с дорогой.
Когда шина перекачена, только узкая центральная часть протектора сцепляется с дорогой. К чему это приводит:
Если спустить слишком много воздуха, основная нагрузка начинает падать на внешний край шины, и происходит следующее:
Корректировка давления шин
Значение подбирают в зависимости от дорожных условий, сезона (зима или лето) и загруженности автомобиля. Разберем случаи, когда корректировка давления нужна, а когда лучше не экспериментировать.
Нагрузка на машину играет первостепенное значение в выборе давления. Средняя загрузка предполагает поездки налегке: не более двух человек и небольшие сумки. Полная загрузка предполагает перевозки от 4 человек с грузом. При перевозке тяжёлых грузов нужно увеличивать давление в шинах, чтобы предотвратить избыточный износ покрышек и обеспечить стабильность на дороге. Рекомендованные значения могут сильно отличаться для каждого автомобиля, поэтому не забывайте сверяться с руководством.
Напоминаем, что корректные значения есть на стойке двери водителя, за крышкой топливного бака или на внутренней крышке бардачка.
Зимой давление в шинах слегка падает из-за низких температур. Машина может сильно потерять в устойчивости. В среднем производители советуют увеличивать показатель на 0.1-0.2 бара, но всё зависит от конкретной модели.
Давление в шинах летом, напротив, поднимается. Растёт температура воздуха и дорожного покрытия, усиливается трение о дорогу, отчего температура внутри шины тоже увеличивается.
Частые колебания температуры, особенно зимой, могут непредсказуемо повлиять на давление внутри шин, поэтому нужна регулярная диагностика. Давление проверяют только на остывших колёсах как зимой, так и летом, т.е. перед поездкой или после длительной стоянки (от 3-х часов).
Неправильно перекачивать шины, опасаясь, что на высоте произойдет снижение давления. В поездке резина будет много нагреваться из-за затяжных торможений на спуске, крутых подъёмов и поворотов. По возможности ориентируйтесь на указания производителя.
Езда на высокой скорости длительное время (так же как обилие резких торможений и поворотов, характерных для спортивной езды) негативно сказывается на состоянии шин. Чтобы минимизировать ущерб от таких тяжёлых для колёс условий, Европейская техническая организация по ободам и покрышкам (ETRTO) предлагает повышать давление на 0.2 бар для шин, чей индекс скорости не превышает 190 км/ч (соответствует буквенному обозначению 'T' в маркировке шины) и на 0.5 бар для шин с индексом от 200 км/ч (H,V, W, Y, ZR и усиленные). Однако финальное значение не должно превышать максимум производителя. При наличии рекомендаций в инструкции к автомобилю, предпочтение следует отдавать последней.
Большинство экспертов сходится во мнении, что при движении по вязкой грязи, песку и мокрой траве следует спустить давление примерно на 0.5-1 бар, зависит от сложности местности. Чтобы не ошибиться, можно начинать с небольшого уменьшения, и сбавлять давление по чуть-чуть до положительного эффекта. Чем мягче поверхность, тем больше сбавлять давление, главное не пытаться ехать слишком быстро и резко. Если оставить все как есть, велика вероятность, что машина увязнет, и вы застрянете, но если спустить немного воздуха – это сделает шину мягче, улучшится сцепление и проходимость. Для проезда по рыхлому снегу эти рекомендации также подойдут.
Как только удастся выехать на чистый асфальт, не забудьте накачать давление до нормального уровня. Если руководство к автомобилю содержит инструкции на этот случай, ориентируйтесь на них.
Следуйте рекомендациям в инструкции и регулярно проводите осмотр. Безопасных дорог и комфортных поездок!