bip.ru
ПРОВЕРКА ДАННЫХ

Как проверить геометрию кузова автомобиля

Геометрия кузова — один из параметров, которые рекомендуют проверить перед покупкой б/у авто. Чтобы удостовериться, что его не восстанавливали после ДТП. Но геометрия кузова авто может нарушиться от повседневной езды. Например, по неровным дорогам. Рассказываем, как проверяют геометрию кузова: самостоятельно и в сервисе.
Обновлено: 06.12.2024

Что такое геометрия кузова

Геометрия кузова — это то, на каком расстоянии конструктивные части кузова машины располагаются относительно друг друга: лонжероны, пороги, дверные стойки и проч. Оптимальные параметры для каждой модели авто определяет производитель. Точки, между которыми делают замеры, называют контрольными. Обычно это болты, разъемы, технологические отверстия. Например, в стаканах амортизаторов авто.

Контрольных точек в автомобиле может быть около тысячи. По ним кузов транспортного средства детально проверяют, например, на заводе после сварки корпуса. Для последующей проверки геометрии водителю или мастеру потребуются основные показатели. Например:

  • ширина колеи передних и задних колес.
  • продольное расстояние между осями колес авто.
  • расстояние между лонжеронами.
  • габариты багажника и моторного отсека.
  • размеры проемов дверей и окон.

Контрольные точки, и насколько они удалены друг от друга, производитель автомобиля указывает в технической документации.

Почему геометрия кузова нарушается

Положение силовых элементов кузова сильно меняется из-за аварий, столкновений. Менее заметно это происходит и при нормальной эксплуатации автомобиля: от скоростной езды, неровных дорог, езды с препятствиями. Например, если переезжать «лежачих полицейских», не сбрасывая скорость, подвеска не гасит удар полностью и он «уходит» в кузов.

Чем опасна неправильная геометрия кузова

Если геометрия в порядке, водить машину будет комфортно, а маневрировать во время движения легко. Если есть нарушения, удобство и безопасность под угрозой. Например, когда контрольные точки кузова «уходят», изменяется взаимное расположение и углы установки колес. Если ширина колеи передних колес отличается от ширины задней, это затрудняет движение.

Когда геометрия кузова нарушена:

  • подвеска авто быстрее изнашивается.
  • автомобиль заносит вбок после проезда по кочкам.
  • двери и багажник плохо закрываются.
  • на стеклах появляются трещины.
  • колеса неравномерно изнашиваются.

Кроме того, смещенная геометрия кузова нарушает заводскую жесткость корпуса. Автомобиль с нарушенной геометрией непредсказуемо ведет себя при столкновении. Есть риск, что двери заблокируются, а руль заклинит. Последствия зависят от серьезности нарушений геометрии.

Системы пассивной безопасности авто — энергопоглотитель, подушки безопасности и др. — спроектированы с учетом заводской геометрии кузова. Если она смещается, есть риск, что они не сработают корректно.

Часто владельцы выставляют на продажу машины, восстановленные после аварии. Внешне они могут быть хорошо отремонтированы, но сохраняют погрешности в геометрии. От покупки авто с серьезными деформациями — кузов «винтом» или «дугой» — стоит отказаться. Небольшие погрешности в геометрии исправит кузовной ремонт.

Кузов легкового автомобиля

Как проверить геометрию кузова самостоятельно

По внешним признакам

На что владельцу авто обратить внимание при визуальном осмотре кузова:

  • Как открываются и закрываются двери, крышка багажника и капота. Если для этого требуется усилие, или они прилегают к корпусу не плотно — с геометрией проблемы.
  • Есть ли зазоры между деталями кузова: бампером, капотом, крыльями и т.д. По всему корпусу их ширина должна быть одинаковой. Сами зазоры должны быть ровными. Если есть отклонения, это признак нарушенной геометрии.
  • Есть ли трещины на стеклах. Когда геометрия кузова нарушена, нагрузка на детали распределяется неправильно. От повышенного давления на стеклах появляются горизонтальные трещины.
  • Как выглядят сварные швы. С завода швы ровные, без выпуклостей, переход к основному металлу плавный. Если место сварки выглядит неаккуратно, это означает, что был ремонт кузова. Соответственно, есть риск, что геометрия не в порядке.

С помощью измерительных приборов

Точно проверить погрешности в геометрии кузова авто получится, если измерить расстояние между контрольным точками. Замеры делают при помощи приборов:

  • Телескопическая линейка с указателями, которые регулируются по высоте. Она позволяет проверить расстояние между контрольными точками на кузове и раме ТС, сопоставить их с заводскими стандартами. Телескопическую линейку обычно используют для проверки геометрии и кузовного ремонта в мастерских, т.к. для этого машину нужно поставить на стапель. Сам инструмент стоит от 25 тыс. ₽, использовать его редко не выгодно.
  • Маркировочный циркуль. Он поможет проверить и сравнить расстояние между одинаковыми контрольными точками на обеих сторонах кузова. Оба конца циркуля помещают в технологические отверстия, ножки фиксируют и переставляют циркуль к аналогичным точкам на противоположной стороне. Так получится сравнить симметричные метки и выяснить, есть смещение или нет. Стоит маркировочный циркуль от 1500 ₽.
  • Строительная рулетка. Ей получится проверить колею, размеры багажника, окон и дверей. И сопоставить с заводским стандартом.

Геометрию кузова автомобиля можно проверить на ходу. Для этого машину разгоняют дороге с ровным покрытием и ненадолго отпускают руль.

Как проверяют геометрию кузова в сервисе

В автомастерских геометрию кузова проверяют телескопической линейкой или, если такое оборудование есть, с помощью компьютерной измерительной системы.

Для осмотра авто закрепляют на стапеле или стенде. При необходимости частично разбирают для проверки. При компьютерной диагностике на контрольные точки кузова крепят электронные маячки. Система определяет расстояние между ними и сравнивает с заводскими стандартами из базы данных. Это повышает точность измерений помогает соблюсти заводские нормы во время восстановления кузова.

Проверка геометрии машины в сервисе в среднем стоит от 2500 ₽.

Как восстановить геометрию кузова

Кузовной ремонт делают в автомастерских и на станциях технического обслуживания. Способ зависит от уровня сервиса. Корпус авто «растягивают» на стапеле: крюки цепляют за технологические отверстия и смещают на нужное расстояние. Если есть электронная диагностика, она показывает перемещение контрольных точек в реальном времени.

Частные мастера вытягивают корпус машины более простыми способами. Например, за трос, привязанный к дереву или другому автомобилю. Результат зависит от опыта и компетентности мастера.


Проверка геометрии кузова авто

ЗаставкаВоспроизвести

Над материалом работали

Автор

Евгений Меркулов

Шеф-редактор bip.ru