bip.ru

Что такое сход развал автомобиля и зачем он нужен

Сход-развал — это процедура технического обслуживания, от которой зависит, как автомобиль ведет себя на дороге. В этой статье разберем, когда и как ее проводить, что скрывается за терминами «развал» и «схождение», и какую роль играет кастор.
Обновлено: 16.05.2025

Что такое сход-развал автомобиля

Сход-развал (или развал-схождение) — это регулировка углов наклона колес относительно дороги и кузова автомобиля. От него зависит, как машина ведет себя на поворотах, насколько ровно едет по прямой и как быстро изнашиваются шины.

Что такое развал


Развал — это угол наклона колеса относительно вертикали, если смотреть на автомобиль спереди или сзади. Проще говоря, это то, насколько колеса повернуты внутрь или наружу.

Развал бывает:

  • Нулевой (нейтральный) — колеса стоят строго вертикально. При таком положении шины изнашиваются равномерно.
  • Отрицательный — верхняя часть колес наклонена внутрь, к кузову. Такой угол улучшает сцепление во время поворотов и широко используется в спортивных автомобилях.
  • Положительный — верхняя часть колес отклонена наружу. Такой устанавливают на грузовиках и спецтехнике, потому что под нагрузкой колеса «выправляются».

В движении развал может меняться. Например, в подвеске МакФерсон (которая стоит на большинстве седанов и хэтчбеков) при повороте или наезде на кочку развал становится более отрицательным. А в премиальных авто с адаптивной подвеской электроника сама регулирует угол наклона колес в зависимости от скорости, маневров и загрузки.

Что такое схождение

Схождение — это угол, под которым передние (или задние) колеса развернуты внутрь или наружу, если смотреть на автомобиль сверху.

Схождение бывает:

  • Нулевым — когда передние части колес параллельны друг другу. В этом положении резина изнашивается меньше всего.
  • Положительным — когда колеса «смотрят» друг на друга. Помогает при движении на высокой скорости на прямой.
  • Отрицательным — колеса «разбегаются» в разные стороны. При отрицательном схождении повышается управляемость: автомобиль отзывается на малейшее движение руля, что очень полезно в гонках и дрифте.

Что такое Кастор

Кастор — еще один угол установки колес, о котором многие автомобилисты не знают, так как в большинстве машин он заложен конструктивно и не регулируется. Но грамотный специалист обязательно проверяет кастор, особенно после серьезного ДТП.

Кастор показывает, насколько ось поворота колеса наклонена по отношению к вертикали. Если ось вертикальная — кастор нулевой; если наклонена вперед — отрицательный, назад — положительный.

В большинстве серийных авто кастор положительный — он обеспечивает стабильность на прямой и помогает рулю вернуться в нулевое положение после поворота.

На что влияет сход-развал

Сход-развал влияет на то, как машина ведет себя на дороге: если углы настроены правильно, автомобиль устойчив и плавно входит в повороты, а шины изнашиваются равномерно.

Последствия неправильного развал-схождения

  • Возрастает риск выезда на «встречку»: автомобиль уводит в сторону, даже если руль стоит прямо.
  • Руль слишком тугой, либо чересчур чувствительный.
  • Устойчивость в поворотах и на скользкой дороге снижается, вероятность заноса возрастает.
  • Тормозной путь увеличивается.
  • При поворотах от колес слышен визг и скрип.
  • Покрышки стираются неравномерно и в 2-3 раза быстрее, чем при правильных настройках. Первые признаки износа появляются уже через 300-500 км.
  • Если затянуть с регулировкой, можно серьезно повредить подвеску, и тогда придется вкладываться в дорогостоящий ремонт.

Когда нужно делать сход-развал

Периодичность зависит от условий эксплуатации и возраста ТС. Чем старше автомобиль, тем чаще нужно проводить сход-развал. Плановую регулировку у новых машин желательно проводить раз в 1-2 года или каждые 20-30 тыс. км. На старых моделях углы лучше регулировать при каждой сезонной смене шин, то есть 2 раза в год.

Кроме того регулировку проводят:

  • Если машину «уводит» в сторону на прямой твердой поверхности.
  • При неравномерном износе шин. При правильной регулировке шины изнашиваются равномерно. Если протектор стирается только с одной стороны — «елочкой» или «пилообразно» — скорее всего, нарушена геометрия подвески.
  • После ремонта ходовой: замены рулевых наконечников, шаровых опор, рычагов, амортизаторов. При их демонтаже подвеску приходится разбирать и собирать обратно.
  • После сильных ударов: если автомобиль наехал на яму на высокой скорости, или попал ДТП, которое могло повлиять на геометрию подвески.

Как делают сход-развал

Регулировку выполняют в автосервисе на специальном стенде. В профессиональных техцентрах используют компьютерные, лазерные или оптические стенды с калибровкой под модель авто.


Самостоятельно процедуру лучше не проводить — без опыта и профессионального оборудования можно нарушить углы установки колес, и ездить станет небезопасно.

Процесс включает несколько этапов:

  1. Диагностика. Мастер оценивает текущее состояние ходовой части, тщательно осматривает диски на наличие повреждений и измеряет давление в шинах.
  2. Регулировка. При необходимости, производится настройка углов развала и схождения согласно заводским параметрам автомобиля.
  3. Проверка. После регулировки снова проводится контроль, чтобы убедиться в точности установки.

Видео по теме

ЗаставкаВоспроизвести

Над материалом работали

Автор

Александра Дорошина

Автор bip.ru