«Незамерзайку» из метанола в России запретили, так как этот спирт очень ядовит. Правда, если пить его вместо алкоголя. Омывающую жидкость на основе этого спирта по-прежнему нелегально продают на обочинах трасс. Но продавцы не гарантирую ни качество, ни безопасность раствора.
Заменить омывающую жидкость
Зачем: летняя «омывайка» замерзает при -2 °С. Если водитель вместо нее заливает воду, то при -0 °С. Без омывайки на стекле от снега и дождя образуется матовая пленка. В мороз стекло не получится очистить от наледи, а щетки быстрее износятся.
Что делать: поменять летнюю омывающую жидкость на «незамерзайку».
Для холодного сезона потребуется омывающая жидкость с пометкой «зимняя». «Незамерзайка» выдерживает низкие температуры за счет того, что в ее состав добавляют спирты: этанол, метанол или изопропанол. А специальные вещества — детергенты — усиливают моющие качества.
«Незамерзайка» из этанола самая надежная: этот спирт малоопасен и кристаллизуется при -114 °С. Но такие омывающие жидкости на рынке встречаются реже и стоят дороже. Это подакцизный товар и производят его в России мало.
«Незамерзайка» из изопропанола — самый распространенный вариант. Этот спирт менее ядовит, чем метиловый, а стоит дешевле этанола. Кристаллизуется при –89 °С. У «незамерзайки» из изопропанола есть два недостатка: вязкость жидкости растет при минусовой температуре, и она неприятно пахнет. Последний минус производители компенсируют ароматизаторами.
На что обратить внимание, выбирая «незамерзайку»:
- продавец. Частники, которые нелегально продают раствор на дорогах, не гарантируют его качество. Надежнее покупать «незамерзайку» в автомагазинах, но и здесь может попасться контрафакт. Поэтому перед подготовкой авто жидкость стоит проверить. Оставить на ночь на морозе или в холодильнике.
- температурный режим. На этикетке производители указывают температуру замерзания. Точность условна, поэтому надежнее выбрать жидкость с максимальным показателем.
- сертификат качества. Легальные производители обозначают сертификат соответствия партии ГОСТу на каждой бутылке.
- токсичность. Средство не должно резко пахнуть и разъедать краску и пластик.
Поменять резину на зимнюю
Зачем: при температуре ниже +7 °С летняя резина теряет эластичность. А неглубокий протектор плохо отводит снег. От этого сцепление хуже, а тормозной путь дольше.
Что делать: выбрать зимние шины и «переобуть» колеса до наступления холодов.
Зимнюю резину маркируют буквами М и S и тремя горными пиками со снежинкой. Есть три типа зимних покрышек, которые отличаются своими свойствами. Подробнее, для каких условий они предназначены, рассказали здесь.
Если водитель использует старую или б/у резину, стоит проверить:
- глубину протектора. ПДД запрещает использовать зимнюю резину, у которой глубина протектора меньше четырех мм. На таких покрышках устойчивость автомобиля на дороге падает.
- шипы. Если резина с шипами, качество сцепления зависит от их количества. Критическим считается четвертый год эксплуатации покрышек, когда они теряют 30-40 процентов шипов. От этого ухудшается устойчивость автомобиля. Предельный срок службы «шиповки» — семь сезонов.
- трещины. Если на покрышках есть неглубокие трещины, ездить на них можно, но бережно: без агрессивного вождения и пробуксовок на старте. Если трещины глубокие, резина расслаивается, шины следует заменить.
Меняют покрышки, когда дневная температура неделю держится ниже +7 °С. Ориентироваться можно на отопительный сезон. По закону он начинается на следующий день после того, как среднесуточная температура воздуха в течение пяти суток не поднимается выше +8 °C.
Проверить аккумулятор
Зачем: срок службы аккумуляторной батареи (АКБ) машины — пять лет. Со временем она теряет емкость. Зимой энергозатраты выше: на холоде машина потребляет больше энергии, водители чаще включают подогрев стекол, салона. Если ресурс «уставшего» аккумулятора закончится, автомобиль не заведется.
Что делать: проверить внешний вид, заряд и объем батареи.Осмотрите АКБ:
- корпус. Если он вздут или деформирован, есть трещины, это грозит скорой поломкой. АКБ необходимо заменить.
- клеммы. Если есть коррозия или окисление, их нужно очистить. Иначе АКБ будет хуже передавать энергию к оборудованию, контакты сильнее нагреваться, энергозатраты станут выше. Чистят клеммы щеткой с металлической щетиной или наждачной бумагой. Защитить детали от повторного окисла поможет смазка для клемм АКБ.
- следы электролита. Утечка опасна и для водителя, и для автомобиля.
- индикатор заряда. У необслуживаемых — герметичных — АКБ на корпусе есть индикатор состояния батареи. Цветовые обозначения отличаются на разных моделях. Их количество и значение указано в паспорте устройства или на корпусе. Пример: зеленый цвет — батарея исправна и заряжена, белый — перезаряд, черный — АКБ сильно разряжен. В зависимости от показаний, аккумулятор нужно зарядить, проверить на неисправности или заменить.
Если индикатора нет, проверить уровень заряда АКБ получится мультиметром. Это прибор, который измеряет характеристики электрического сигнала. Он стоит от 300 ₽.
Перед проверкой аккумулятор отключают от всех приборов, а мультиметр переводят в режим измерения постоянного напряжения. Черный щуп прибора прикладывают к минусовой клемме, красный — к плюсовой. Допустимые показатели напряжения есть в инструкции к авто. Они могут отличаться для разных машин.В среднем, если напряжение около 12,5 В, батарея полностью заряжена. Ниже 12 В — требуется зарядка. Если показания ниже 11 В, аккумулятор придется заменить.
Проверить объем аккумулятора получится тестером АКБ — нагрузочной вилкой. Он стоит дороже, от 3000 ₽ до 40 000 ₽. Выгоднее проверить объем батареи в сервисе, это водителю обойдется в 500-1000 ₽.
Если аккумулятор обслуживаемый — пробки банок откручиваются — проверяют уровень и плотность электролита. Если показатель выше 1,27 г/см3 — серной кислоты больше воды — пластины быстрее изнашиваются. Если наоборот — раствор рискует замерзнуть при низкой температуре. В первом случае в банки доливают дистиллят, во втором кислоту. Или заливают новый заводской раствор.
Проверяют уровень электролита и его плотность ареометром. Эта процедура требует осторожности: серная кислота опасна для кожи и дыхательных путей. Проверить уровень электролита и провести полную диагностику аккумулятора можно в сервисе, услуга будет стоить от 1000 ₽.
Проверить моторное масло
Зачем: если масло недостаточно устойчиво к холоду оно густеет. Из-за этого детали двигателя быстрее изнашиваются. А если в морозы моторное масло замерзнет, двигатель не запустится.
Что делать: проверить зимнюю маркировку.
Масло для зимы обозначают числом перед индексом W, от 0 до 25. Например, SAE 5W. Чем меньше число с индексом W, тем меньше жидкость густеет при низкой температуре. Всесезонное обозначают двумя числами: одно с индексом W, а другое без него — от SAE 0W-20 до SAE 25W-40.
Температуры автомобильного моторного масла
Если водитель круглый год использует всесезонное морозоустойчивое масло, стоит убедиться, что его меняли по графику техобслуживания. Если нет, сделать это перед зимой.
Проверить резинки «дворников»
Зачем: осенью-зимой нагрузка на стеклоочистители растет. «Дворникам» приходится очищать грязь, снег, небольшой лед. Если к началу зимы «дворники» уже изношены, есть риск, что они быстро выйдут из строя.
Что делать: проверить износ щеток, при необходимости заменить.
Если на стекле появляются матовые полукруги, копится грязь и пыль — «дворники» пришли в негодность. Поменять можно или резинки или все стеклоочистители в сборе. Есть три типа «дворников», которые подходят для холодного сезона:
- Бескаркасные. На корпусе нет выступающих металлических элементов, которые обледеневают на морозе. Конструкция легкая и тонкая, хорошо отводят воду и воду со снегом, эффективно работают на высокой скорости. Но такие «дворники» хуже прижимаются к стеклу, убирают липкий снег и наледь.
- Зимние каркасные. Металлические элементы от обледенения защищает герметичный чехол. Резина — длиннее и мягче обычной, отчего они более стойко переносит морозы и отводит снег. Плотно примыкают к стеклу. Но на больших скорости потоки воздуха приподнимают массивные «каркасники» над стеклом.
- «Дворники» с подогревом. Подключаются к бортовой электросети. А щетки содержат нагревательные элементы вдоль резиновой ленты. Но при большом «минусе» водителю потребуется время, чтобы их разморозить перед поездкой.
Проверить лакокрасочное покрытие
Зачем: соль с песком, которыми зимой посыпают дороги, застревают в стыках и швах деталей авто. Когда смесь тает, она вызывает коррозию. Кроме того, песок царапает ЛКП и антикоррозийное покрытие автомобиля. Мелкие сколы и штрихи после зимы рискуют превратиться в пятна ржавчины или дырки.
Что делать: проверить ЛКП на повреждения до начала зимы, заделать их и предотвратить новые.
Если на лакокрасочном покрытии авто есть мелкие царапины, микротрещины, их убирают восстановительной полировкой кузова. Она гарантирует, что повреждения не будут увеличиваться в объеме. Полировку делают в сервисах, цена услуги от 9000 ₽. Для дополнительной подготовки авто к зиме специалисты наносят на кузов керамическое покрытием. Оно зачищает сколы и потертости, защищает автомобиль от влаги, песка, реагентов. Цена услуги от 14000 ₽.
Самостоятельно скрыть мелкие повреждения получится восковым корректором-карандашом. Он маскирует штрихи и оставляет на ЛКП тонкую пленку, которая защищает краску. Восстановительная полироль убирает более глубокие повреждения ЛКП. Она содержат абразивные частицы, которые удаляют верхний слой краски и восстанавливают ее блеск. Восковой корректор стоит от 200 ₽, восстановительная полироль — от 1000 ₽.
Комплексно автомобиль от коррозии защищают антикоррозийной обработкой: кузов, днище, колесные арки, скрытые полости и т.д. Цена услуги в сервисе от 7500 ₽.
Самостоятельно ржавчину с днища кузова можно отшлифовать и удалить ингибитором коррозии. Для профилактики — обработать резинобитумной мастикой или другим защитным составом.
Смазать уплотнители
Зачем: в резиновые уплотнители попадает влага, есть риск, что при большом «минусе» из-за этого они будут примерзать к дверям авто или крышке багажника. Если водитель силой попытается силой их открыть, он повредит или разорвет резину.
Что делать: обработать уплотнители специальным средством.
Для обработки подойдет полимерная силиконовая смазка. Она устойчива к низким температурам, защищает резину от растрескивания и отталкивает влагу. Альтернатива — технический вазелин, но он менее стойкий. Стоят оба средства от 300 ₽.
Кроме уплотнителей перед холодами смазывают и дверные замки. Для этого подойдет силиконовая смазка-спрей.
Подготовить зимний инвентарь
Зачем: зимой за автомобилю требуется дополнительный уход: очистка от льда и снега, разморозка замков и т.д. Если необходимый инвентарь под рукой, справиться с непредвиденными обстоятельствами будет проще.
Что делать: проверить набор аксессуаров и докупить недостающие.
Для подготовки к зимним условиям водителю пригодятся:
- автомобильная лопата для снега. Чтобы выехать с места стоянки после снегопада.
- скребок для лобового стекла. «Дворники» не смогут убрать наледь и иней.
- запас «незамерзайки». Чтобы заменить закончившуюся или некачественную жидкость.
- силиконовая смазка и жидкость для разморозки. Для замков и уплотнителей.
- провода для «прикуривания» аккумулятора. Чтобы выручить себя или другого водителя.
- баллонный ключ, домкрат и компрессор.
- теплую одежду. Если пришлось остановиться за городом.
- резиновые коврики. Они меньше промокают и не пропитываются грязью.
- буксировочный трос.
Проверить систему отопления
Зачем: со временем радиатор печки и салонный фильтр засоряются пылью и грязью. А в патрубки могут «завоздушиться». От этого система обогрева работает хуже.
Что делать: проверить радиатор, патрубки и салонный фильтр.
Если даже в легкий «минус» через несколько минут после запуска мотора стекла остаются запотевшими, обогрев работает не на полную мощность. Причина может быть:
- в радиаторе печки. Со временем на его ребрах собирается пыль и грязь, которую заносит забортный воздух. А продукты разложения антифриза оседают на внутренних поверхностях. От этого поток воздуха меньше, а температура ниже. Если загрязнение критичное, радиатор промывают или меняют.
- в патрубках. Если патрубки или их соединения не герметичны, в замкнутый контур, по которому циркулирует антифриз, попадает воздух. От этого печка хуже греет. Чтобы устранить проблему, протечку заделывают и прокачивают отопительную систему: выпускают воздух и доводят уровень антифриза до нормы.
- воздушный фильтр. Запылившийся фильтр мешает потоку воздуха, от этого салон прогревается меньше. Синтетические и бумажные фильтры чистят пылесосом, угольные — меняют.
Заранее помыть машину
Зачем: осенью, в сезон осадков, машина сильно пачкается. Если не помыть до холодов, грязь примерзнет к кузову. Мыть автомобиль в «минус» — стресс для ЛКП. Есть риск, что из-за перепада температуры появятся микротрещины.
Что делать: помыть кузов и обработать его защитной полиролью.
После помывки автомобиля — самостоятельно или в салоне — полезно обработать кузов восстановительной полиролью. Средство устранит микротрещины в краске и защитит ЛКП от агрессивных реагентов и соли.
Провести диагностику двигателя
Зачем: «Холодные» запуски сокращают срок службы свечей, а провода при низкой температуре становятся хрупкими. Даже если АКБ исправен и моторное масло зимнее, двигатель может не завестись, если система зажигания исчерпает свой ресурс.
Что делать: проверить систему зажигания и топливную систему мотора.
Срок службы свечей зажигания производители указывают в инструкции по эксплуатации. В среднем это не более 30–50 тысяч километров для элементов с медными и никелевыми электродами. 80–100 тысяч километров у свечей с платиновыми и иридиевыми электродами. Но, например, от перегрева или некачественного топлива их ресурс исчерпывается быстрее.
Свечи и провода, которые передают ток от катушки зажигания, стоит проверить, если:
- мощность двигателя падает.
- расход топлива увеличивается.
- двигатель заводится не сразу.
- есть пропуски зажигания, мотор «троит».
Чтобы проверить состояние свеч, их поочередно отключают от катушки зажигания. Двигатель в это время работает. Если мотор изменил темп работы, свеча исправна. Если нет, деталь стоит осмотреть.
Если на свече появился нагар, его можно очистить проволочной щеткой или поменять деталь на новую. Первое имеет смысл, когда она еще не выработала половину своего ресурса. Если на керамической части детали есть сколы и трещины, ее нужно заменить.
Проверяют изоляцию и на проводах зажигания. Если на них есть трещины, потертости потребуется замена. Есть риск, что зимой от перепада температур они увеличатся и поврежденная изоляция изменит направление тока.
Если авто давно не проходило техобслуживание по расписанию, перед зимой стоит провести диагностику двигателя на СТО.
Видео по теме
Над материалом работали