Если автомобиль с летней резиной тормозит на льду, длина его тормозного пути будет на 19 процентов больше, чем у машины с зимними шинами. На снегу — на 23 процента больше.
Зачем менять летнюю резину на зимнюю
Каждый тип шин спроектирован так, чтобы улучшить управляемость и устойчивость авто в конкретный сезон. Если использовать их в неправильное время года, эффект будет обратным.
Тип шин | Свойства | Как ведут себя зимой | Как ведут себя летом |
Летние | Более жесткие. Позволяют быстрее ехать, но скорее изнашиваются. Узоры на протекторе неглубокие. | При минусовых температурах становятся еще жестче. Неглубокие узоры на протекторе плохо отводят снежную «кашу». От этого хуже сцепление на снегу/гололеде и длиннее тормозной путь. Колеса скорее скользят, чем едут. | Не размягчаются и не плавятся от жары/ нагретого асфальта. От этого устойчивость на дороге выше. Глубины канавок протектора достаточно, чтобы отводить влагу. |
Зимние | Более мягкие, эластичные. Не подходит для высоких скоростей. Протектор шипованный с глубокими узорами. | При минусовых температурах сохраняют эластичность. Шипованный протектор улучшает сцепление колес с дорогой. Глубокие узоры лучше отводят мокрый снег. От этого устойчивость авто повышается. | Расслаиваются и быстрее изнашиваются на нагретом асфальте. От этого сцепление становится хуже. |
Зимняя резина
Когда нужно менять летнюю резину на зимнюю
Время, когда пора устанавливать зимние покрышки определяют два фактора: требования закона и погодные условия.
Когда по закону нужно менять резину
Регламент ТС предписывает ездить на зимних шинах с декабря по февраль включительно. На летних — с июня по август (п. 5.5. и 5.6.3). Документ предписывает «переобувать» в новые шины все колеса. Те же требования зафиксированы в ПДД: в пунктах 5.2 и 5.5 перечня условий, которые запрещают использовать авто.
Но разных регионах зимние температуры, заморозки и гололед начинаются с разницей в недели и даже месяцы. Поэтому точнее период, когда пора «переобувать» колеса в сезонные шины, определяют по погодным условиям.
При какой температуре нужно менять летнюю резину на зимнюю
Температурный рубеж, на котором нужно менять шины — +7 °C. Когда столбик термометра держится ниже этой отметки, летняя резина становится жестче и теряет свои сцепные свойства. Если выше — зимняя начинает изнашиваться быстрее.
Бывает, что после кратковременных заморозков тепло возвращается, и водителю приходится ездить на мягких шинах в неподходящих условиях. Поэтому ориентироваться удобно на показатель за неделю. Если дневная температура воздуха семь суток держится ниже +7 C, пора устанавливать шины для холодного сезона.
В разных регионах такая температура устанавливается в разное время. Например, в 2023 году в Москве она стабильно не поднималась выше +7 °C с 17 октября, а в Саратове — с 14 ноября.
Общий для всех регионов ориентир — старт отопительного сезона. По закону он начинается на следующий день после того, как среднесуточная температура воздуха в течение пяти суток не поднимается выше +8 °C.
Какой штраф за летнюю резину зимой
Если водитель ездит зимой на летней резине, он нарушает требования ПДД: пользоваться автомобилем в этом случае запрещено. За это пункт 1 ст. 12.5 КоАП предусматривает предупреждение или штраф в 500 ₽.
В ноябре 2023 года глава ГАИ заявил, что инспекторы не будут штрафовать водителей за это нарушение, т.к. сезонная смена шин — это личная ответственность водителя.
Проверьте штрафы
Как выбрать зимнюю резину
На зимней резине ставят специальную маркировку: буквы М и S и три горных пика со снежинкой. Первый символ обозначает, что шины предназначены для езды по снегу и грязи, второй, что есть сцепление со льдом.
Есть три типа зимних покрышек, которые отличаются своими свойствами: две разновидности фрикционных или «липучек» и шипованные. Какой выбрать, зависит от того, насколько суровыми будут условия, в которых водитель собирается ездить.
Тип зимних шин | Свойства | Когда ставить |
«Скандинавский» | Мягкие шины с массивным протектором. Не отвердевают даже при сильном «минусе». Много узких дренажных прорезей — ламелей. Хорошо продавливают очень твердый лед и укатанный снег. | В суровые зимы со средней температурой ниже -5 °C. Когда приходится ездить по заснеженным, сильно обледенелым дорогам. |
«Европейский» | Более жесткие чем «скандинавские» и более скоростные. При сильном «минусе» отвердевает. Дренажных прорезей меньше, и они шире. Хорошо отводят влагу и мокрый снег. | В мягкие зимы со средней температурой до -5 °C. Когда приходится ездить по асфальту: сухому или мокрому. |
Шипованные | Более жесткие, чем «европейские». Протектор с металлическими шипами. Ламелей меньше. Хорошо цепляются за свежий снег и лед, но хуже за сильно обледеневшие поверхности. | В умеренные зимы со средней температурой от -10 °C до -20 °C. Когда приходится ездить по свежему льду и рыхлому снегу. |
ПДД запрещает ставить на одну ось авто разные шины. Правила допускают устанавливать на разные оси покрышки разных марок, но это может ухудшить качество сцепления.
Видео по теме
Над материалом работали