bip.ru
ПРОВЕРКА ДАННЫХ

Когда менять летнюю резину на зимнюю

В 2023 году октябрь стал самым аварийным месяцем. Одна из причин — водители не успели подготовиться к резкой перемене погоды и вовремя не «переобули» колеса. Рассказываем когда надо менять резину на зимнюю, чтобы обезопасить себя на дороге в гололед, заморозки и снегопад.
Обновлено: 21.10.2024

Зачем менять летнюю резину на зимнюю

Каждый тип шин спроектирован так, чтобы улучшить управляемость и устойчивость авто в конкретный сезон. Если использовать их в неправильное время года, эффект будет обратным.

Тип шин

Свойства

Как ведут себя зимой

Как ведут себя летом

Летние

Более жесткие. Позволяют быстрее ехать, но скорее изнашиваются. Узоры на протекторе неглубокие.

При минусовых температурах становятся еще жестче. Неглубокие узоры на протекторе плохо отводят снежную «кашу». От этого хуже сцепление на снегу/гололеде и длиннее тормозной путь. Колеса скорее скользят, чем едут.

Не размягчаются и не плавятся от жары/ нагретого асфальта. От этого устойчивость на дороге выше. Глубины канавок протектора достаточно, чтобы отводить влагу.

Зимние

Более мягкие, эластичные. Не подходит для высоких скоростей. Протектор шипованный с глубокими узорами.

При минусовых температурах сохраняют эластичность. Шипованный протектор улучшает сцепление колес с дорогой. Глубокие узоры лучше отводят мокрый снег. От этого устойчивость авто повышается.

Расслаиваются и быстрее изнашиваются на нагретом асфальте. От этого сцепление становится хуже.

Если автомобиль с летней резиной тормозит на льду, длина его тормозного пути будет на 19 процентов больше, чем у машины с зимними шинами. На снегу — на 23 процента больше.

Зимняя резина

Зимняя резина

Когда нужно менять летнюю резину на зимнюю

Время, когда пора устанавливать зимние покрышки определяют два фактора: требования закона и погодные условия.

Когда по закону нужно менять резину

Регламент ТС предписывает ездить на зимних шинах с декабря по февраль включительно. На летних — с июня по август (п. 5.5. и 5.6.3). Документ предписывает «переобувать» в новые шины все колеса. Те же требования зафиксированы в ПДД: в пунктах 5.2 и 5.5 перечня условий, которые запрещают использовать авто.

Но разных регионах зимние температуры, заморозки и гололед начинаются с разницей в недели и даже месяцы. Поэтому точнее период, когда пора «переобувать» колеса в сезонные шины, определяют по погодным условиям.

При какой температуре нужно менять летнюю резину на зимнюю

Температурный рубеж, на котором нужно менять шины — +7 °C. Когда столбик термометра держится ниже этой отметки, летняя резина становится жестче и теряет свои сцепные свойства. Если выше — зимняя начинает изнашиваться быстрее.

Бывает, что после кратковременных заморозков тепло возвращается, и водителю приходится ездить на мягких шинах в неподходящих условиях. Поэтому ориентироваться удобно на показатель за неделю. Если дневная температура воздуха семь суток держится ниже +7 C, пора устанавливать шины для холодного сезона.

В разных регионах такая температура устанавливается в разное время. Например, в 2023 году в Москве она стабильно не поднималась выше +7 °C с 17 октября, а в Саратове — с 14 ноября.

Общий для всех регионов ориентир — старт отопительного сезона. По закону он начинается на следующий день после того, как среднесуточная температура воздуха в течение пяти суток не поднимается выше +8 °C.

Какой штраф за летнюю резину зимой

Если водитель ездит зимой на летней резине, он нарушает требования ПДД: пользоваться автомобилем в этом случае запрещено. За это пункт 1 ст. 12.5 КоАП предусматривает предупреждение или штраф в 500 ₽.

В ноябре 2023 года глава ГАИ заявил, что инспекторы не будут штрафовать водителей за это нарушение, т.к. сезонная смена шин — это личная ответственность водителя.

Проверьте штрафы

Как выбрать зимнюю резину

На зимней резине ставят специальную маркировку: буквы М и S и три горных пика со снежинкой. Первый символ обозначает, что шины предназначены для езды по снегу и грязи, второй, что есть сцепление со льдом.

Есть три типа зимних покрышек, которые отличаются своими свойствами: две разновидности фрикционных или «липучек» и шипованные. Какой выбрать, зависит от того, насколько суровыми будут условия, в которых водитель собирается ездить.

Тип зимних шин

Свойства

Когда ставить

«Скандинавский»

Мягкие шины с массивным протектором. Не отвердевают даже при сильном «минусе». Много узких дренажных прорезей — ламелей. Хорошо продавливают очень твердый лед и укатанный снег.

В суровые зимы со средней температурой ниже -5 °C. Когда приходится ездить по заснеженным, сильно обледенелым дорогам.

«Европейский»

Более жесткие чем «скандинавские» и более скоростные. При сильном «минусе» отвердевает. Дренажных прорезей меньше, и они шире. Хорошо отводят влагу и мокрый снег.

В мягкие зимы со средней температурой до -5 °C. Когда приходится ездить по асфальту: сухому или мокрому.

Шипованные

Более жесткие, чем «европейские». Протектор с металлическими шипами. Ламелей меньше. Хорошо цепляются за свежий снег и лед, но хуже за сильно обледеневшие поверхности.

В умеренные зимы со средней температурой от -10 °C до -20 °C. Когда приходится ездить по свежему льду и рыхлому снегу.

ПДД запрещает ставить на одну ось авто разные шины. Правила допускают устанавливать на разные оси покрышки разных марок, но это может ухудшить качество сцепления.

Видео по теме

ЗаставкаВоспроизвести