bip.ru

Как правильно буксировать автомобиль

Разбираем основные правила буксировки по ПДД, как «тянуть» машины с разными типами трансмиссии, и как правильно использовать гибкую сцепку.
Обновлено: 11.04.2025

Общие правила буксировки по ПДД

Перед буксировкой проверьте руководство по эксплуатации автомобиля. Если у авто есть фаркоп или буксировочные петли, это не значит, что его разрешено «тянуть». Некоторые машины, особенно с АКПП, нельзя буксировать, у других есть ограничения по скорости и расстоянию.

Основные правила буксировки описывает раздел 20 ПДД:

  • Буксируют только один автомобиль за раз. «Тянуть» сломанное авто правила разрешают водителям со стажем от двух лет.
  • При буксировке на гибкой сцепке между буксирующим и буксируемым транспортными средствами должно быть расстояние 4-6 метров. На жесткой — не более 4 метров.
  • В буксируемой машине обязательно остается водитель. Кроме случаев, когда авто «тянут» на жесткой сцепке: она направляет ведомую машину по траектории буксировщика.
  • В буксируемом автобусе, троллейбусе или кузове грузовика не перевозят пассажиров. Если буксируемую машину частично погрузили на эвакуатор, в ее кабине тоже нельзя находиться.
  • На автомобиле-«тягаче» нельзя включать аварийку, иначе водители сзади не увидят сигналы поворота.

Дополнения из других разделов ПДД:

  • На буксировщике включают ближний свет, а на буксируемом авто — «аварийку» (п. 7.1) и — ночью или в условиях плохой видимости — габаритные огни (п. 19.1).
  • Если у буксируемой машины не работает «аварийка», сзади закрепляют знак аварийной остановки. (п. 7.3).
  • При буксировке нельзя ехать быстрее 50 км/ч. (п. 10.4 ПДД).

Как буксировать машины с разной коробкой передач

Автомобили с разным типом трансмиссии буксируют по-разному: одни можно тянуть без ограничений, другие нельзя транспортировать без эвакуатора. Если буксировать авто неправильно, может сломаться коробка передач.

Механическая коробка передач (МКПП)

С «механикой» реже всего возникают сложности: автомобиль с МКПП можно использовать как «тягач» и буксировать на «нейтралке».

Автоматическая коробка передач (АКПП)

Многие «автоматы» можно «тянуть», но у них, как правило, есть серьёзные ограничения на буксировку:

  • по скорости — до 50 км/ч.
  • по расстоянию транспортировки — до нескольких десятков километров.

АКПП сложнее «механики»: детали смазывает масляный насос, который работает только при запущенном двигателе. Если мотор выключен — масло не циркулирует, детали перегреваются и быстро изнашиваются.


Перед буксировкой автомобиля с АКПП изучите руководство по эксплуатации. У каждой модели свои ограничения, а в некоторых случаях не справиться без эвакуатора.

Электромобили

Большинство электрокаров буксировать нельзя — их можно только откатить до эвакуатора на несколько десятков метров (точные ограничения есть в руководстве производителя).

В частности нельзя буксировать электромобили с синхронным двигателем и двигателем на постоянных магнитах. В таких машинах батарея заряжается от вращения колес. При длительной буксировки она перегреется и может загореться.

У некоторых электромобилей с асинхронным двигателем есть режим буксировки, но возможности конкретной модели нужно проверять в инструкции.

Буксировка на гибкой сцепке

Есть четыре способа буксировать автомобиль: на гибком тросе, с жесткой сцепкой, методом частичной или полной погрузки. Жесткий буксир слишком громоздкий, а для частичной и полной погрузки вызывают эвакуатор. Поэтому чаще всего авто буксируют на гибкой сцепке – с помощью специального троса, который натягивают между буксируемой машиной и тягачом. Трос занимает минимум места в багажнике и «тянет» легковые автомобили весом до 3,5 т.

Как подготовиться к буксировке

1. Выберите правильный трос: он должен быть длиной 4–6 м и быть достаточно крепким, чтобы выдержать двойную массу буксируемого авто. Подойдут:

  • Металлический трос. Он прочный, но тяжелый и неудобный в транспортировке.
  • Пеньковый или синтетический канат. Он легче и его удобнее хранить.
  • Тканевые ленты из нейлона, кевлара, полиэстера или полиэфира. Такие тросы компактные, прочные и эластичные.

Тросы бывают буксировочные и рывковыми: первые предназначены для буксировки, а вторые – чтобы вытащить застрявший автомобиль.

2. Проверьте крепления: входит ли крюк троса в буксировочную проушину автомобиля.

У некоторых машин вместо проушины под заглушкой бампера есть скрытое отверстие с резьбой – туда вкручивается буксировочный болт. Завинчивать его до упора не нужно, иначе потом будет сложно выкрутить.

Водитель прикрепляет буксировочный тросс

Не крепите трос к деталям кузова, подвески или другим элементам, не предназначенным для буксировки.

3. Обозначьте трос перед тем, как выезжать.

Через каждый метр закрепите красные светоотражающие флажки или таблички размером 20×20 см. Это делают, чтобы другие автомобили случайно не вклинились между «тягачом» и буксируемым авто.


Светоотражающий флажок

Опытные водители используют специальные утяжеленные накидки – «гасители». Их вешают на середину троса, и в случае обрыва «гаситель» поглотит часть энергии и не даст тросу резко отлететь.

4. Постройте маршрут.

Запланируйте контрольные остановки, чтобы проверять натяжение троса и состояние креплений. Избегайте дорог с резкими поворотами, сложными перекрестками и узкими участками.

5. Обеспечьте связь между водителями буксируемой машины и «тягача».

Придумайте условные знаки, чтобы предупреждать друг друга о предстоящем торможении, перестроении и проч. В идеале водители должны быть на связи всю дорогу: по громкой связи с мобильных телефонов, по рации и т.д.

Как буксировать авто на гибкой сцепке

Водитель машины-«тягача»:

  • Начинает движение плавно, без резких движений, т.к. есть риск порвать трос.
  • Во время езды контролирует натяжение троса. Если оно ослабло, нужно немного ускориться и восстановить натяжение.
  • Избегает резких маневров и торможений. Поворачивать нужно плавно, с большим радиусом, чтобы буксируемый автомобиль не «срезал» угол.
  • Проходит подъемы без остановки: если заглохнуть в гору, тронуться будет сложнее, а нагрузка на трос и двигатель вырастет.
  • Следит, чтобы при остановке трос не попал под колеса.

Буксировка создает дополнительную нагрузку на двигатель «тягача», особенно на подъемах. Нужно следить за температурой мотора, чтобы не допустить перегрева.

Водитель буксируемого авто:

  • Следит за натяжением троса, аккуратно притормаживает и, если нужно, набирает скорость.
  • Держится немного левее машины-буксира, как при обгоне, чтобы лучше видеть дорогу. Но по бездорожью двигается след в след.
  • При перестроении в соседний ряд начинает маневр первым. Чтобы избежать ситуации, когда кто-то попытается вклиниться между машинами.

Правила безопасности

  • Не буксируйте авто на гибком тросе в гололед.
  • В целях безопасности пересадите пассажиров буксируемого авто в машину-буксир.
  • Если буксировочный трос попал под колесо ведомой машины, не вытягивайте его резким рывком: он может порваться. Остановитесь, выйдите из автомобиля и аккуратно откатите его назад вручную.

Когда буксировать авто нельзя

  • Если у машины не работает руль. Буксировать можно только методом частичной погрузки.
  • Если у автомобиля неисправны тормоза, а его вес больше половины массы буксировщика. Если автомобиль легче, допускается жесткая сцепка или частичная погрузка.
  • Нельзя буксировать мотоцикл без бокового прицепа, мопеды, велосипеды и средства индивидуальной мобильности (ПДД, п. 24.9). Использовать мотоцикл для буксировки других ТС тоже запрещено.
  • В зоне действия знака 3.7 «Движение с прицепом запрещено». Хотя он и не касается легковых автомобилей с прицепом, в его зоне нельзя буксировать одно авто другим.

Знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено»

Штраф за неправильную буксировку

Нарушение правил буксировки грозит предупреждением или штрафом 500 ₽ (ч. 1 ст. 12.21 КоАП).

Если у буксируемого автомобиля не включена «аварийка» или габаритные огни при транспортировке ночью, это тоже нарушение. За него полагается штраф 500 ₽ (ст. 12.20 КоАП).

Все эти штрафы можно оплатить со скидкой 25%. Срок льготной оплаты составляет 30 дней с момента получения постановления.

Видео по теме

ЗаставкаВоспроизвести

Над материалом работали

Автор

Александра Дорошина

Автор bip.ru