Чтобы удалить накопившийся воздух, тормозную систему прокачивают: меняют жидкость так, чтобы он в нее не попал. Производители авто рекомендуют делать это раз в два-три года. Или через каждые 40 000-60 000 километров пробега.
Прокачка тормозов: что это и зачем нужно
Прокачка тормозов — это замена тормозной жидкости, благодаря которой работают все части тормозной системы авто.
У большинства современных автомобилей тормозная система с замкнутым гидравлическим контуром. Когда водитель нажимает на педаль, давление передается к тормозным механизмам — суппортам, колодкам и т.д. — с помощью «тормозухи», которая заполняет все полости. Ее главное свойство — несжимаемость. За счет этого давление сохраняется без потерь.
Но со временем в тормозной жидкости появляются пузырьки воздуха. Они, в отличие от «тормозухи» сжимаются. От этого давление не передается в полном объеме, и ход педали увеличивается. Или тормоза как будто становятся ватными: нога не чувствует сопротивления, проваливается в пол. Еще один симптом «завоздушивания»: водитель отпустил педаль, но обратно она не поднимается.
Как воздух попадает в тормозной контур:
- Когда тормозная жидкость перегревается и закипает.. У качественной тормозной жидкости, например, DOT4, температура кипения +230 С. Но со временем она поглощает влагу, и порог снижается до +155 С. А до этой температуры она нагревается даже при аккуратной езде. И на короткое время закипает.
- Когда соединения изнашиваются, а в трубках, по которым течет тормозная жидкость, появляются микротрещины.
- Во время ремонта тормозной системы герметичность тормозного контура нарушается, и он «завоздушивается».
Порядок прокачки тормозов
С прокачкой тормозов водитель справится и в одиночку, но с помощником это сделать удобнее и быстрее. Алгоритм в обоих случаях одинаковый. Перед тем как начать:
- проверьте какая у автомобиля тормозная система. От этого зависит алгоритм прокачки. Самая распространенная — двухконтурная диагональная. В ней один тормозной контур отвечает за переднее левое и заднее правое колеса, а второй — за переднее правое и заднее левое. Схема прокачки в этом случае универсальная. Если система осевая (классический ВАЗ) или полная (Волга, Нива), стоит обратиться в автосервис, т.к. для них могут быть нюансы.
- подготовьте инструментарий: прозрачная трубочка, ключ под штуцер, новая тормозная жидкость и емкость для слива старой.
Как прокачать тормоза с помощником
- Поставьте автомобиль на ровную поверхность. Если есть возможность — над смотровой ямой или на эстакаду.
- Снимите колеса, уберите грязь с тормозных механизмов.
- Заполните бачок главного тормозного цилиндра «тормозухой». Если она закончится, пока вы откачиваете жидкость, система «завоздушится».
- Попросите помощника пять-шесть раз нажать на тормоз, потом зафиксировать педаль в нажатом положении.
- Найдите прокачной штуцер первого колеса в верхней части камеры суппорта. Снимите с него заглушку.
Первым прокачивайте самое удаленное от главного тормозного цилиндра колесо. Потом двигайтесь буквой Z: правое заднее — левое заднее — правое переднее — левое переднее.
- Один конец прозрачной трубки наденьте на штуцер. Второй опустите в емкость, в которую будете сливать «тормозуху». В нее обязательно заранее налейте немного тормозной жидкости, чтобы при прокачке воздух не попал в систему.
- Открутите штуцер на ¼ оборота. Тормозная жидкость начнет вытекать. Когда из шланга вместе с ней перестанут выходить пузырьки воздуха, закрутите штуцер обратно.
- Попросите помощника снова несколько раз нажать на педаль, зафиксировать ее, и повторите все манипуляции еще раз. Когда из трубки будет идти только жидкость, без пузырьков, закончите процедуру.
- По этому же алгоритму прокачайте остальные колеса. При этом не забывайте доливать жидкость в главный тормозной цилиндр.
Прокачка тормозов
Как прокачать тормоза одному человеку
Процесс прокачки тормозов в одиночку не отличается от работы с напарником. Только придется найти альтернативный способ создать давление в системе: ведь на тормоз нажимать будет некому. Как это сделать:
- Фиксировать педаль подручными средствами. В этом случае несколько раз придется нажать на педаль тормоза самостоятельно, а потом придавить ее тяжелым предметом.
- Купить специальное приспособление для замены тормозной жидкости. Есть пневматические устройства с компрессором. Они подключаются к главному тормозному цилиндру, создают давление, и жидкость выкачивается через штуцеры. Это заменяет нажатие на педаль. Но такие устройства стоят 10 000 - 15 000 ₽.
- Собрать приспособление для откачивания «тормозухи» самостоятельно. Вместо компрессора автолюбители на форумах часто советуют использовать запасную камеру с давлением в одну атмосферу. Ее шлангом подсоединяют к главному тормозному цилиндру с помощью крышечки, на которую ставят вентиль от бескамерной шины. Способ кустарный и никто не несет ответственность за его эффективность.
Как прокачать тормоза с АБС
Тормоза на автомобилях с антиблокировочной системой (ABS) прокачать чуть сложнее. Дело в том, что в тормозном контуре дополнительные клапаны и гидроаккумулятор. Из них воздух удаляют иначе.
Задача ABS — контролировать давление «тормозухи» в рабочих цилиндрах, чтобы колеса не блокировались полностью. Это сокращает тормозной путь и помогает водителю направлять авто даже при экстремальном торможении на плохой поверхности: песок, грязь, слякоть.
Обычно ABS дополняют системами ESP и SBC. Первая предотвращает занос и боковое скольжение, а вторая предупреждает водителя о риске возможного столкновения.
Если в авто есть такая вспомогательная электроника, прокачивать тормоза следует в сервисе. Иначе можно нарушить работу дополнительных систем и потребуется ремонт.
Если прокачать тормоза нужно срочно, а обратиться в автосервис нет возможности, действуйте по стандартному алгоритму. Но сначала прочитайте руководство по эксплуатации машины. Это поможет избежать ошибок при прокачке конкретной модели. Например, в некоторых случаях, чтобы начать работу, нужно вынуть предохранитель ABS. А иногда для прокачки придется запускать двигатель.
Как правильно прокачать тормоза и избежать неприятностей
Кроме общего алгоритма и особенностей прокачки авто с ABS, есть еще несколько полезных нюансов:
- Узнайте, какая «тормозуха» сертифицирована для вашего авто. Используйте именно ее. И не смешивайте жидкости разных производителей. Присадки в них отличаются и, соединяясь, могут утратить антикоррозийные свойства. От этого детали тормозной системы быстрее износятся.
- Следите за уровнем «тормозухи» в бачке главного тормозного цилиндра в процессе прокачки. Если она вдруг закончится, воздух снова попадет в систему и придется его заново откачивать.
- Крутите штуцер деликатно — на ¼, максимум на ½ оборота. Иначе есть риск сорвать резьбу.
- Следите, чтобы отработанная «тормозуха» не попала на лакированные части авто. Если ее быстро не вытереть, она разъест краску.
- Не забывайте закрутить штуцер после прокачки и закрыть его колпачком, чтобы пыль и мусор не попали в систему.