bip.ru

Не работает кондиционер в машине: причины и как починить

Ездить с неисправной климатической системой не только некомфортно, но и небезопасно. Например, стекла авто будут потеть в сырую погоду и нарушать обзорность. Рассказываем, почему не включается кондиционер в машине и что делать водителю в такой ситуации.
Обновлено: 04.07.2025

Причина 1: Утекает хладагент

Признаки:

  • Снизилось качество обдува.
  • Воздух охлаждается медленно.
  • В салоне появился затхлый запах.

Кондиционер в автомобиле заправляют хладагентом — фреоном. Он охлаждает компрессор и защищает его от перегрева. Со временем — из-за механических повреждений или износа деталей — происходит утечка. Например, когда уплотнители теряют упругость или в трубопроводах появляются микротрещины из-за коррозии. Из-за недостатка фреона компрессор перегревается, хуже работает и может вовсе выйти из строя.

Что делать

Обратиться в автосервис, чтобы специалисты определили место утечки, устранили неисправность и заправили систему хладагентом. Ремонт достаточно сложный, чтобы провести его самостоятельно. Потребуется:

  • Определить место утечки с помощью ультрафиолетовой добавки, мыльного раствора или электронного течеискателя.
  • Перепаять трубки или заменить поврежденные детали.
  • Вакуумировать систему охлаждения, чтобы удалить воздух и влагу.
  • Заправить систему фреоном.

Эти действия требуют профессиональной подготовки и оборудования. Например, если чрезмерно заправить систему после ремонта, есть риск повредить компрессор.

Заправка кондиционера фреоном

Причина 2: Засорился конденсатор

Признаки:

  • Воздух охлаждается медленно или не охлаждается вообще.
  • В салоне появился неприятный запах, например плесени.
  • В моторном отсеке появился свист, скрежет или дребезжание.
  • Кондиционер произвольно отключается, например в пробке.

В конденсаторе происходит охлаждение фреона. Конденсер находится в передней части автомобиля и его соты обдувает забранный с улицы воздух. В конденсаторе горячий — 70-90°C — фреон остывает и переходит из газообразного состояния в жидкое.

Если конденсер забился грязью, пылью или листьями, фреон охлаждается хуже, система перегревается, и кондиционер работает слабо или вовсе не включается.

Засорившийся конденсатор автомобиля

Что делать

Промыть конденсатор получится самостоятельно. Для чистки понадобится шланг с распылителем, специальное моющее средство, мягкая щетка и защитные перчатки.

Сначала мягкой щеткой нужно убрать мусор — насекомых, листья, грязь — с внешней стороны радиатора. Затем нанести на соты моющее средство, подождать и промыть конденсер водой под умеренным давлением. Запускать систему охлаждения можно только после того, как радиатор полностью высохнет.


Если промывать радиатор мощной струей воды или использовать абразивные чистящие средства, есть риск повредить соты. Используйте специальные моющие составы и регулируйте напор при промывке конденсера. Для профессиональной чистки обратитесь в автосервис.

Если на радиаторе есть повреждения, например вмятины от камней, потребуется ремонт или замена.

Причина 3: Не работает вентилятор

Признаки:

  • Слабый поток воздуха из дефлекторов.
  • Воздух охлаждается медленно или не охлаждается вообще.
  • В моторном отсеке появился свист, скрежет или дребезжание.
  • Двигатель перегревается на низких скоростях или в пробке.

Вентилятор работает, когда естественного потока воздуха не хватает, чтобы охлаждать конденсер. Например, при медленном движении или во время стоянки. Вентилятор может выйти из строя из-за механических повреждений, износа или проблем с электрикой. Если он сломался, система охлаждения работает неисправно или отключается.

Что делать

Чаще всего вентилятор не работает из⁠-⁠за проблем с электрикой: повредилась проводка, перегорел предохранитель или сломался электродвигатель. Предохранитель можно заменить самостоятельно. Но если он цел или это не помогло — обратитесь в автосервис.

Причина 4: Засорился салонный фильтр

Признаки:

  • Слабый поток воздуха из дефлекторов.
  • В салоне появился затхлый запах.
  • В салоне скапливается много пыли.

Салонный фильтр очищает воздух, который поступает в авто с улицы. Самые простые фильтры задерживают только пыль, специальные, например угольные, устраняют неприятные запахи и поглощают угарный газ. Со временем салонный фильтр засоряется, от этого система охлаждения работает с большей нагрузкой, может перегреться и выйти из строя.

Что делать

Синтетические или бумажные фильтры можно почистить самостоятельно. Первые продувают пылесосом и моют водой с порошком или мылом, вторые — продувают пылесосом или чистят сухой щеткой. Угольный фильтр только меняют. Для профилактики салонные фильтры производители рекомендуют менять каждые 15 000 км пробега.


Замена салонного фильтра

Причина 5: Компрессор вышел из строя

Признаки:

  • В моторном отсеке появился скрежет, свист, треск или стук.
  • Кондиционер не работает или работает слабо.
  • Появился запах гари.
  • На руле или кузове ощущается сильная вибрация.

Компрессор сжимает фреон и под давлением перекачивает его к конденсатору. Если деталь заклинило или со временем она износилась, циркуляция хладагента нарушается и кондиционер перестает работать.

Что делать

Отремонтировать или заменить компрессор в автосервисе. После ремонта необходимо промыть систему охлаждения от продуктов износа и залить новый хладагент.

Причина 6: Сбой датчика давления

Признаки:

  • Не включается компрессор.
  • Компрессор работает прерывисто, с перебоями.
  • Включилась лампочка «A/C» на приборной панели.

Датчик давления контролирует давление в системе. Если показатель критически высокий (около 25 бар) или низкий (около 2 бар), он срабатывает и отключает компрессор. Если датчик неисправен, то кондиционер будет работать с перебоями или перестанет включаться.

Что делать

Для ремонта или замены датчика нужно обратиться в автосервис. Неправильная диагностика и ремонт могут привести к утечке хладагента, повреждению компрессора или других компонентов системы.

Причина 7: Оборвался приводной ремень

Признаки:

  • Кондиционер перестал работать.
  • Под капотом появился свист, скрип или скрежет.
  • Загорелся значок аккумулятора на приборной панели.
  • Двигатель начал перегреваться.

Приводной ремень передает крутящий момент от двигателя к навесному оборудованию: генератору, гидроусилителю руля, помпе системы охлаждения и компрессора кондиционера. Если ремень соскочил или оборвался от износа, система охлаждения перейдет в аварийный режим.

Что делать

Нужно как можно быстрее припарковаться и заглушить двигатель. Иначе есть риск, что мотор перегреется. Если у вас есть навыки и инструменты, попробуйте визуально оценить состояние ремня и определить, можно ли его установить на место или требуется замена. Если нет, вызовите эвакуатор, чтобы доставить машину в автосервис.


Приводной ремень

Причина 8: Систему неправильно заправили

Признаки:

  • Воздух слабо или неравномерно охлаждается.
  • В моторном отсеке появились посторонние шумы.
  • Шланги кондиционера покрылись инеем.

Кондиционер заправляют фреоном по специальной технологии. Если ее нарушить — влить большее или меньшее количество хладагента, пропустить вакуумирование — кондиционер будет работать нестабильно. В результате неправильная заправка приведет к износу деталей, коррозии и другим повреждениям в системе.

Что делать

Обратиться к официальному дилеру, выполнит все работы с соблюдением технологии: удалит старый хладагент, очистит систему и заправит кондиционер нужным объемом и типом фреона

Видео по теме

ЗаставкаВоспроизвести

Над материалом работали

Автор

Евгений Меркулов

Шеф-редактор bip.ru