Проверку стоит делать только после того, как выключенный двигатель остынет. Иначе под давлением охлаждающая жидкость будет выливаться из бачка, и есть риск получить ожог.
Если печка в авто не включается или обдув слабый, проблема с большой вероятностью кроется в неполадках в системе охлаждения. Поэтому вначале кратко рассказываем, как она устроена.
Как работает исправная печка в автомобиле
В большинстве современных авто печка встроена в систему охлаждения. После запуска двигателя антифриз начинает циркулировать по его каналам. Он забирает тепло у разогретого ДВС и сначала поступает в радиатор малого теплообменного контура — радиатор отопителя. Вентилятор охлаждает радиатор и нагнетает теплый воздух в салон автомобиля. Затем остывший антифриз возвращается в малый контур охлаждения. Циркуляцию жидкости по системе обеспечивает водяной насос — помпа.
Жидкостная система охлаждения двигателя автомобиля
После того, как антифриз нагревается до 80–90° C клапан термостата открывается и жидкость циркулирует уже по большому теплообменному контуру. Теперь, кроме радиатора отопителя, она поступает в радиатор в передней части моторного отсека. Его охлаждает встречный поток воздуха, а при необходимости — второй вентилятор. Если температура антифриза падает, термостат снова закрывается и антифриз продолжает циркулировать по малому кругу.
Есть автономные отопители, которые работают за счет аккумулятора. Они не зависят от температуры антифриза и поэтому быстрее начинают греть воздух в салоне. В автомобилях с бензиновым ДВС они встречаются редко, а для дизелей это стандартное оснащение, т.к. они прогреваются медленнее. «Автономки» могут работать независимо или в паре с обычной печкой. Например, чтобы быстрее прогревать воздух в салоне зимой.
Что делать, если печка в машине не включается
Если печка не подает теплый воздух сразу после запуска мотора — это нормально. Сначала по системе циркулирует холодный антифриз и радиатор малого контура не нагревается. Когда — через 15-20 минут — температура ДВС придет в норму, отопитель будет отдавать теплый воздух. Если этого не происходит, тогда стоит искать причину неполадок.
Проверить электрику
Когда водитель нажимает на кнопку включения отопителя, ток поступает к электродвигателю крана печки. Он открывается и антифриз попадает в радиатор отопителя. Если водитель нажал на кнопку, а печка не греет, в цепи, возможно, есть неполадки:
- с проводкой.
- с предохранителем — он защищает от перегрузок и коротких замыканий.
- с резистором — он отвечает за скорость вращения вентилятора.
- с кнопкой на панели управления.
Обрывы проводки обычно случаются у старых автомобилей. Чтобы обнаружить, где именно проблема, нужно определить, приходит ли питание на панель управления отопителем. Если да, то с проводкой все в порядке, а панель управления ремонтируют или меняют.
Если питание не поступает к панели, причина может быть в предохранителе. Эта деталь перегорает от перегрузки или короткого замыкания. Предохранители находятся в салоне, чаще всего за бардачком. Если элемент сгорел, его меняют. Если предохранитель исправен или печка не включается и после его замены — есть проблема в электросистеме и требуется диагностика в сервисе.
Кроме того, печка не включится, если перегорел резистор. Он регулирует обороты вентилятора на первых трех скоростях. Если печка работает только на четвертой, причина в резисторе. Он ломается от перегрева или контакта с влагой.
Проверить вентилятор
Печка может не греть, если вентилятор, который нагнетает теплый воздух в салон авто, сломался. Это происходит, если:
- сломался переключатель скоростей.
- электродвигатель сгорел или его детали износились.
- повреждена проводка.
Обычно о проблемах водитель узнает еще до того, как вентилятор перестает работать: появляются шумы и стуки, обдув слабый или неравномерный. Вентилятор стоит проверить и при необходимости заменить на новый.
Что делать, если печка дует холодным воздухом
Проверить уровень антифриза
Первая причина, по которой печка дует холодным воздухом — системе отопления упал уровень охлаждающей жидкости. Ее не хватает, чтобы прогреть радиатор отопителя, и в салон поступает прохладный воздух.
Чтобы проверить, достаточно ли в системе охлаждения антифриза, нужно осмотреть расширительный бачок под капотом авто. Норма отмечена меткой на его боковой части. Если жидкости больше — уровень антифриза в норме, если меньше — антифриза недостаточно и его нужно долить.
Если бачок непрозрачный, его нужно открыть и определить уровень жидкости по поплавку. Если отметка на нем параллельна краею бачка — уровень в норме. Если она ниже — жидкость надо долить.
Если уровень антифриза критически низкий, об этом сообщит соответствующий индикатор на панели приборов. Продолжать движение в этих условиях опасно — двигатель перегреется. Если уровень упал резко или продолжает быстро снижаться после долива, есть риск, что в охлаждающей системе есть утечка. Автомобилю потребуется диагностика на СТО.
Проверить термостат
Термостат отвечает за то, чтобы в системе охлаждения сохранялась оптимальная температура. Он распределяет потоки антифриза:
- когда ДВС еще не прогрелся, термостат закрыт, антифриз циркулирует по малому контуру.
- когда ДВС прогрелся, термостат «впускает» охлаждающую жидкость в большой контур к основному радиатору. Последний дополнительно охлаждает двигатель, чтобы он не перегревался.
Если клапан термостата перестал закрываться, при запуске ДВС будет нагреваться медленно, а из печки будет дуть холодный воздух. Если термостат заклинило в открытом положении, двигатель быстро перегреется.
Деталь находится под капотом в контуре системы охлаждения двигателя: либо до, либо после радиатора. Чтобы самостоятельно проверить термостат, нужно запустить ДВС и, когда он начнет нагреваться, на ощупь оценить температуру верхней и нижней трубки основного радиатора.
Если быстрее нагревается верхняя трубка, которая подводит антифриз, клапан перестал закрываться и жидкость поступает в большой контур. Если показатели на датчике температуры ДВС растут, а трубки остаются холодными — клапан заклинило и антифриз циркулирует только по малому контуру. Для более точной диагностики и ремонта стоит обратиться в сервис.
Проверить помпу
Водяной насос — помпа — обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в большом и малом конурах. Антифриз постепенно изнашивает деталь, от этого жидкость перемещается медленнее, двигатель перегревается, а печка работает хуже. Если помпа вышла из строя, охлаждающая жидкость вовсе перестает циркулировать.
Если водяной насос пришел в негодность, его нужно заменить самостоятельно или в сервисе. Ездить со сломанной деталью опасно — двигатель перегреется.
Проверить радиатор
Антифриз протекает в бачки радиатора отопителя через тонкие алюминиевые — круглые или плоские — трубки. Трубки связаны рядом поперечных пластин — сотами радиатора. Со временем деталь может загрязниться внутри или снаружи.
Внутри трубки забиваются накипью, продуктами разложения антифриза и пропускают меньше охлаждающей жидкости. От этого печка греет хуже. Снаружи на сотах скапливается пыль и грязь, воздух пробивается через них с трудом, и теплоотдача уменьшается.
Чтобы убедиться, что проблема в засоре трубок радиатора, нужно проверить патрубки системы отопления, ведущие от мотора в салон. Если выходной едва теплый, а подающий жидкость — горячий, есть засор. В этом случае радиатор отопителя промывают изнутри промывочным раствором. Если пыль забила соты, придется снимать печку и проводить механическую чистку. Например, пылесосом.
Если в салоне появился запах или следы антифриза, это признак того, что в радиаторе отопителя утечка. В этом случае его нужно заменить, иначе двигатель будет перегреваться а охлаждающая жидкость попадет на электроприборы.
Что делать, если печка дует слабо
Поток воздуха из печки ослабнет, если сломался вентилятор или забит радиатор отопителя. Еще воздух будет с трудом проходить в салон, если засорился салонный фильтр. Кроме того, грязный фильтр — благоприятная среда для размножения болезнетворных микроорганизмов. Проблему решит замена детали.
Заменить салонный фильтр можно на СТО или самостоятельно. Его расположение указано в руководстве по эксплуатации авто. Например, под лобовым стеклом с доступом из-под капота или за бардачком со стороны пассажира.
Меры профилактики
Чтобы подстраховаться и предупредить проблемы с системой охлаждения, стоит:
- Использовать только качественный антифриз. Такой раствор будет меньше разъедать детали, как правило, чем дороже охлаждающая жидкость, тем выше ее антикоррозийные свойства. Кроме того, нельзя смешивать антифризы от разных производителей. От этого выше риск утечек, коррозии, засора радиатора.
- Своевременно менять салонный фильтр. Рекомендуется делать это при каждом техническом обслуживании — раз в 8000–10 000 км пробега. Чистить фильтр нецелесообразно — это одноразовый элемент.
- Проверять состояние радиатора. Удалять очевидные загрязнения и периодически промывать его чистящим раствором.
Видео по теме
Над материалом работали