
Проверку стоит делать только после того, как выключенный двигатель остынет. Иначе под давлением охлаждающая жидкость будет выливаться из бачка, и есть риск получить ожог.
Если печка в авто не включается или обдув слабый, проблема с большой вероятностью кроется в неполадках в системе охлаждения. Поэтому вначале кратко рассказываем, как она устроена.
В большинстве современных авто печка встроена в систему охлаждения. После запуска двигателя антифриз начинает циркулировать по его каналам. Он забирает тепло у разогретого ДВС и сначала поступает в радиатор малого теплообменного контура — радиатор отопителя. Вентилятор охлаждает радиатор и нагнетает теплый воздух в салон автомобиля. Затем остывший антифриз возвращается в малый контур охлаждения. Циркуляцию жидкости по системе обеспечивает водяной насос — помпа.
Жидкостная система охлаждения двигателя автомобиля
После того, как антифриз нагревается до 80–90° C клапан термостата открывается и жидкость циркулирует уже по большому теплообменному контуру. Теперь, кроме радиатора отопителя, она поступает в радиатор в передней части моторного отсека. Его охлаждает встречный поток воздуха, а при необходимости — второй вентилятор. Если температура антифриза падает, термостат снова закрывается и антифриз продолжает циркулировать по малому кругу.
Есть автономные отопители, которые работают за счет аккумулятора. Они не зависят от температуры антифриза и поэтому быстрее начинают греть воздух в салоне. В автомобилях с бензиновым ДВС они встречаются редко, а для дизелей это стандартное оснащение, т.к. они прогреваются медленнее. «Автономки» могут работать независимо или в паре с обычной печкой. Например, чтобы быстрее прогревать воздух в салоне зимой.
Если печка не подает теплый воздух сразу после запуска мотора — это нормально. Сначала по системе циркулирует холодный антифриз и радиатор малого контура не нагревается. Когда — через 15-20 минут — температура ДВС придет в норму, отопитель будет отдавать теплый воздух. Если этого не происходит, тогда стоит искать причину неполадок.
Когда водитель нажимает на кнопку включения отопителя, ток поступает к электродвигателю крана печки. Он открывается и антифриз попадает в радиатор отопителя. Если водитель нажал на кнопку, а печка не греет, в цепи, возможно, есть неполадки:
Обрывы проводки обычно случаются у старых автомобилей. Чтобы обнаружить, где именно проблема, нужно определить, приходит ли питание на панель управления отопителем. Если да, то с проводкой все в порядке, а панель управления ремонтируют или меняют.
Если питание не поступает к панели, причина может быть в предохранителе. Эта деталь перегорает от перегрузки или короткого замыкания. Предохранители находятся в салоне, чаще всего за бардачком. Если элемент сгорел, его меняют. Если предохранитель исправен или печка не включается и после его замены — есть проблема в электросистеме и требуется диагностика в сервисе.
Кроме того, печка не включится, если перегорел резистор. Он регулирует обороты вентилятора на первых трех скоростях. Если печка работает только на четвертой, причина в резисторе. Он ломается от перегрева или контакта с влагой.
Печка может не греть, если вентилятор, который нагнетает теплый воздух в салон авто, сломался. Это происходит, если:
Обычно о проблемах водитель узнает еще до того, как вентилятор перестает работать: появляются шумы и стуки, обдув слабый или неравномерный. Вентилятор стоит проверить и при необходимости заменить на новый.
Первая причина, по которой печка дует холодным воздухом — системе отопления упал уровень охлаждающей жидкости. Ее не хватает, чтобы прогреть радиатор отопителя, и в салон поступает прохладный воздух.
Чтобы проверить, достаточно ли в системе охлаждения антифриза, нужно осмотреть расширительный бачок под капотом авто. Норма отмечена меткой на его боковой части. Если жидкости больше — уровень антифриза в норме, если меньше — антифриза недостаточно и его нужно долить.
Если бачок непрозрачный, его нужно открыть и определить уровень жидкости по поплавку. Если отметка на нем параллельна краею бачка — уровень в норме. Если она ниже — жидкость надо долить.
Проверку стоит делать только после того, как выключенный двигатель остынет. Иначе под давлением охлаждающая жидкость будет выливаться из бачка, и есть риск получить ожог.
Если уровень антифриза критически низкий, об этом сообщит соответствующий индикатор на панели приборов. Продолжать движение в этих условиях опасно — двигатель перегреется. Если уровень упал резко или продолжает быстро снижаться после долива, есть риск, что в охлаждающей системе есть утечка. Автомобилю потребуется диагностика на СТО.
Термостат отвечает за то, чтобы в системе охлаждения сохранялась оптимальная температура. Он распределяет потоки антифриза:
Если клапан термостата перестал закрываться, при запуске ДВС будет нагреваться медленно, а из печки будет дуть холодный воздух. Если термостат заклинило в открытом положении, двигатель быстро перегреется.
Деталь находится под капотом в контуре системы охлаждения двигателя: либо до, либо после радиатора. Чтобы самостоятельно проверить термостат, нужно запустить ДВС и, когда он начнет нагреваться, на ощупь оценить температуру верхней и нижней трубки основного радиатора.
Если быстрее нагревается верхняя трубка, которая подводит антифриз, клапан перестал закрываться и жидкость поступает в большой контур. Если показатели на датчике температуры ДВС растут, а трубки остаются холодными — клапан заклинило и антифриз циркулирует только по малому контуру. Для более точной диагностики и ремонта стоит обратиться в сервис.
Водяной насос — помпа — обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в большом и малом конурах. Антифриз постепенно изнашивает деталь, от этого жидкость перемещается медленнее, двигатель перегревается, а печка работает хуже. Если помпа вышла из строя, охлаждающая жидкость вовсе перестает циркулировать.
Если водяной насос пришел в негодность, его нужно заменить самостоятельно или в сервисе. Ездить со сломанной деталью опасно — двигатель перегреется.
Антифриз протекает в бачки радиатора отопителя через тонкие алюминиевые — круглые или плоские — трубки. Трубки связаны рядом поперечных пластин — сотами радиатора. Со временем деталь может загрязниться внутри или снаружи.
Внутри трубки забиваются накипью, продуктами разложения антифриза и пропускают меньше охлаждающей жидкости. От этого печка греет хуже. Снаружи на сотах скапливается пыль и грязь, воздух пробивается через них с трудом, и теплоотдача уменьшается.
Чтобы убедиться, что проблема в засоре трубок радиатора, нужно проверить патрубки системы отопления, ведущие от мотора в салон. Если выходной едва теплый, а подающий жидкость — горячий, есть засор. В этом случае радиатор отопителя промывают изнутри промывочным раствором. Если пыль забила соты, придется снимать печку и проводить механическую чистку. Например, пылесосом.
Если в салоне появился запах или следы антифриза, это признак того, что в радиаторе отопителя утечка. В этом случае его нужно заменить, иначе двигатель будет перегреваться а охлаждающая жидкость попадет на электроприборы.
Поток воздуха из печки ослабнет, если сломался вентилятор или забит радиатор отопителя. Еще воздух будет с трудом проходить в салон, если засорился салонный фильтр. Кроме того, грязный фильтр — благоприятная среда для размножения болезнетворных микроорганизмов. Проблему решит замена детали.
Заменить салонный фильтр можно на СТО или самостоятельно. Его расположение указано в руководстве по эксплуатации авто. Например, под лобовым стеклом с доступом из-под капота или за бардачком со стороны пассажира.
Чтобы подстраховаться и предупредить проблемы с системой охлаждения, стоит:
Над материалом работали