
У одной трассы часто несколько владельцев и обслуживающих подрядчиков. Каждый поддерживает порядок на своем отрезке и устанавливает свои тарифы. В России большинство платных дорог находятся в доверительном управлении госкомпании «Автодор».
Платная дорога — это целая магистраль или ее часть, за движение по которой с автомобилистов взимают плату.
Обозначают начало платных участков знаками 8.8 «Платные услуги», 5.1 «Автомагистраль» или предупреждением на дорожном табло.
Чем платные дороги отличаются от обычных. Они предлагают водителям более комфортные условия: лучше покрытие, меньше светофоров, населенных пунктов, ограничений скорости. Из-за этого поездка будет быстрее. Например, Мытищинская хорда, которую открыли в декабре 2024 года, на один час сокращает жителям Ярославского направления путь до столицы.
Кто распоряжается платными трассами. Строят и следят за состоянием платных магистралей либо госкомпании, например, «Автодор», либо частники, например, ОАО «Главная дорога». Частные подрядчики работают на основе концессии: государство заключает с ними договор на строительство и эксплуатацию дороги. Концессионер выкупает или арендует землю, строит трассу и следит за ее состоянием. По окончании договора дорога переходит в собственность государства, но подрядчик обычно продолжает ее обслуживать.
У каждой платной дороги есть собственник — госорган или компания-концессионер. Он определяет, какая инфраструктура будет на трассе и устанавливает тарифы.
За состоянием платной дороги следит оператор. Часто это дочерняя компания владельца. Например, собственник трассы ЗСД в Санкт-Петербурге — ООО «Магистраль северной столицы», а оператор — его дочерняя компания ООО «ОСА-Север».
Что делают операторы:
У одной трассы часто несколько владельцев и обслуживающих подрядчиков. Каждый поддерживает порядок на своем отрезке и устанавливает свои тарифы. В России большинство платных дорог находятся в доверительном управлении госкомпании «Автодор».
Список федеральных платных дорог в России
Список региональных платных дорог в России
Операторы принимают оплату наличными, банковской карточкой или через транспондер — устройство для бесконтактного расчета. Его устанавливают в салоне авто, на ветровое стекло. Когда автомобилист подъезжает к пункту взимания платы (ПВП), нужная сумма списывается со счета, который привязан к транспондеру.
Транспондер
Для каждого способа оплаты предназначена отдельная полоса, по которой авто заезжает на трассу. Их заранее маркируют знаками. Например, так это делает компания «Автодор»:
Обозначение полос для оплаты: транспондером, наличными, картой и несколькими способами.
Плату обычно взимают:
Где купить. Устройства продают на ПВП, в офисах продаж операторов дорог, салонах сотовой связи и в онлайн-магазинах. Их выпускают:
Любой из этих гаджетов работает на большинстве платных трасс. T-pass нужно зарегистрировать и включить эту опцию, в остальных устройствах она активирована по умолчанию. Но пользоваться системой лояльности и копить бонусные баллы получится только на участке, который принадлежит компании, выпустившей транспондер.
Транспондеры стоят от 1500 ₽ до 5000 ₽. Если водитель не часто пользуется платными дорогами, экономичнее арендовать устройство на ПВП. Стоимость — от 5 ₽ в сутки.
Где установить. Транспондер приклеивают на лобовое стекло, за зеркалом заднего вида.
Как пополнять баланс. Очно — на АЗС, в центрах обслуживания партнеров, в банкоматах. На сайтах компаний, которые выпускают гаджеты, есть перечень банков, в чьих терминалах можно пополнить счет. Удаленно это получится сделать в приложении оператора дороги или в мобильных банках.
Как оплачивать проезд. Чтобы датчики оператора корректно определили класс машины и списали правильную сумму, приближаясь к ПВП, нужно:
Если деньги списали, транспондер издаст звуковой сигнал, а шлагбаум поднимется.
На цену проезда влияет, в какой день и время водитель пользуется платной магистралью.
Например, для «легковушек» проезд по отрезку 15-58 км трассы М11 в декабре 2024 года с понедельника по четверг стоил:
По пятницам и субботам суммы менялись:
Тарифы на проезд по участку 15-58 км трассы М11 «Нева» в декабре 2024 года
Актуальные тарифы и калькулятор для расчета цены конкретной поездки есть на сайте операторов.
Пользоваться льготами. Например, для авто с номерами Москвы и МО движение по МСД бесплатное. А с водителей электромобилей до конца 2024 года не требуют плату на федеральных магистралях. Для проезда понадобится только зарегистрировать транспондер T-Pass, чтобы ему присвоили признак «Электромобиль».
Ездить ночью. Ночью цена поездки ниже, чем днем. Например, в субботу движение по отрезку 15-58 км трассы М11 ночью стоит в два раза меньше, чем днем: 680 ₽ вместо 1400 ₽.
Копить бонусы. У компании «Автодор» есть программа лояльности: водители копят баллы и обменивают их на дисконт, который действует весь следующий месяц. Бонусы начисляют за проезд любого платного участка «Автодора» на федеральных трассах.
Купить абонемент. Тем, кто часто пользуется платными трассами, поможет сэкономить абонемент. Например, «Автодор» предлагает варианты на 30 или 90 дней. Абонемент действует на федеральных трассах, но для каждого участка придется купить свой.
С абонементом стоимость поездки может снизится втрое. Например, разовый проезд по отрезку 58-89 км трассы М-11 на буднях для легковых авто стоит 150 ₽. Абонемент на 15 поездок на 90 дней на этом участке стоит 730 ₽, то есть 49 ₽ за одну поездку.
Кроме «Автодора» абонементы предлагает ОСПП для платных отрезков трассы М11-Подмосковье.
У платных магистралей всегда есть альтернатива: законодательство РФ предписывает при строительстве платных дорог обязательно сохранять бесплатный объездной путь. Например, параллельно федеральной автомагистрали М‑4 «Дон» проходит маршрут через Тульскую область и станицу Павловская.
Исключение — районы Крайнего Севера. С 2019 там года разрешили строить безальтернативные платные дороги, но с оговорками: трассы не могут проходить через поселения, а плата взимается только с грузовых ТС .
Построить обходной маршрут легко получится в любом навигаторе, они отображают на карте альтернативные варианты проезда.
Если автомобилист случайно или намеренно проехал «зайцем», ему грозит штраф. Сумма взыскания зависит от статуса магистрали:
Например, в столице водителей легковых авто оштрафуют на 3000 ₽, грузовых — на 10 000 ₽. В Санкт-Петербурге штраф 3000 ₽ и 5000 ₽ соответственно.
Постановление выпишут, если «заяц» не расплатился в течение 5 дней с даты поездки. После этого остается еще 20 дней, чтобы погасить задолженность. Если рассчитаться в этот период, штраф аннулируют.
Проверить задолженность и оплатить проезд по платным дорогам можно на сайте bip.ru. Для проверки достаточно указать регистрационный номер авто.
Над материалом работали