Bip.ru - сравните цены и оформите ОСАГО онлайн
ПРОВЕРКА ДАННЫХ

Как работает регресс в ОСАГО

После выплат по ДТП виновник может получить от своего страховщика требование возместить ему убытки по праву регресса. Рассказываем, в каких случаях это происходит и как оспорить такое требование.
Обновлено: 06.11.2022

Когда страховщик может применить регресс

Право регресса регулирует статья 14 Федерального закона «Об ОСАГО». Страховая компания вправе применить регресс, если водитель или собственник машины:

  • спровоцировал ДТП и намеренно нанес вред здоровью или жизни другого человека;
  • был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • скрылся с места аварии;
  • не имел права управлять автомобилем, например, вовремя не заменил водительское удостоверение, лишен прав или вообще их не получал;
  • не был вписан в полис ОСАГО;
  • при оформлении страховки предоставил недостоверные сведения, которые привели к уменьшению стоимости полиса;
  • не имел действующего полиса ОСАГО;
  • попал в ДТП не в период страхования по договору;
  • не предоставил машину на экспертизу после аварии и самостоятельно отремонтировал ее;
  • попал в ДТП на машине с прицепом, если в договоре было указано использование машины без него.

С 12 апреля страховые компании не могут предъявить регресс за отсутствие техосмотра при ДТП водителям личных автомобилей и мотоциклов. Это не распространяется на тех, для кого техосмотр остался обязательным, например, водителям служебного транспорта, такси, автобусов, грузовиков.

Читать подробнее об обязательном техосмотре в 2022 году →

Как предъявляется регрессное требование

Сначала страховая проводит оценку ущерба и возмещает его пострадавшему. Потом направляет своему клиенту-виновнику ДТП досудебное требование о компенсации убытков.

Виновник должен ответить на него в течение 30 дней. Он может оспорить регрессное требование в досудебном порядке или в суде, когда страховая подаст регрессный иск.

Какой ущерб страховая может взыскать

По закону страховщик вправе потребовать клиента возместить все расходы, которые он понес при рассмотрении обращения:

  • фактическую сумму ущерба, например, расходы по ремонту машины, лечение или компенсацию нетрудоспособности пострадавшему;
  • оплату труда специалиста по оценке, который провел расчет суммы убытков;
  • почтовые расходы, которые понесла страховая в связи с урегулированием страхового случая;
  • судебные расходы — госпошлину и оплату услуг адвоката, если виновник отказался от досудебного урегулирования.

Как оспорить регрессное требование

  • Доказать свою невиновность — предоставить фото, видео или показания свидетелей. Например, если требование страховой основано на том, что виновник спровоцировал ДТП или был пьян во время происшествия.
  • Заказать независимую оценку. Нередко экспертиза страховой не учитывает фактический износ автомобиля к моменту аварии, происходят ошибки в расчетах. Дополнительная экспертиза поможет выявить нарушения в оценке ущерба — оспорить сумму убытков страховой и добиться уменьшения размера выплаты по регрессу.
  • Сослаться на срок исковой давности — 2 года с момента выплаты для ДТП без пострадавших, 3 года — если есть пострадавшие.

Урегулировать вопрос со страховой вы можете в досудебном порядке или в суде.

Читать подробнее о том, как правильно составить досудебную претензию →

Как избежать регресса по ОСАГО

  • своевременно продлять ОСАГО;
  • проходить техосмотр, если он обязателен для вашей категории авто;
  • не передавать управление автомобилем водителям без прав, нетрезвым водителям;
  • включать в страховку всех водителей, допущенных к управлению;
  • оформлять ДТП по требованиям закона;
  • не ремонтировать самостоятельно автомобиль после ДТП с целью скрыть причины аварии;
  • участвовать в экспертизе оценки ущерба.