
Самый большой разрыв — в размерах наказании за превышение уровня шума или вредных веществ в выхлопе. Советский штраф в 27 раз выше современной суммы взыскания: 13617 ₽ против 500 ₽.
Первые региональные правила дорожного движения в СССР появились в 1920-е годы — декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям». Они регулировали скоростной режим, регистрацию автотранспорта и работу инспекторов. Например, документ запрещал легковым авто ездить в городе со скоростью более 27 км/ч. В этом же документе автомобилистам запретили обгонять на узком месте, срезать углы и закрепили правостороннее движение.
Нарушителей ловили сотрудники Автоинспекции Транспортного Отдела Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов. Если водитель не повиновался их требованиям, ему грозил немедленный арест.
Спустя 14 лет — в 1934 году — появилась Главная государственная автомобильная инспекция. Еще через шесть лет — в 1940-м — утвердили «Правила дорожного движения по улицам и дорогам Союза ССР». Это был типовой документ, на его базе в регионах создавали свои ПДД.
Типовые ПДД просуществовали вплоть до 1961 года. В 50-е их дополняли и совершенствовали. В частности уточняли, какие наказания следуют за нарушения правил:
В 1961 году появились единые правила дорожного движения для всего Советского Союза. Они утвердили новую систему наказаний для нарушителей: кроме административных штрафов появились отметки в карточке предупреждений.
Вместе с правами водитель получал картонный талон, в которой, в случае нарушения, инспектор компостером ставил отметку. Такое предупреждение автомобилистам давали за превышение скорости, неправильный обгон, нарушение правил стоянки и др. Если водитель, у которого за год в талоне набралось три отметки, получал четвертую, права временно изымали. Далее комиссия ГАИ решала: разрешить нарушителю повторно сдавать экзамен или лишить его прав.
Так выглядел талон предупреждений
В 1990-е годы талонную систему заменили на балльную: вместо проколов в карточке водителям ставили отметки во временном разрешении на управление ТС. Например, за проезд на красный свет нарушитель получал три балла, за превышение скорости на 10-30 км/ч — два. Если в течение года водитель накапливал 15 отметок, его лишали прав на срок от трех до шести месяцев.
В 1997 году от балльной системы отказались: двойное наказание за один проступок — и штраф, и отметка — не соответствовало Конституции. С этого времени система наказаний за нарушение ПДД осталась в современном виде.
Мы сравнили наказания, которые за нарушения ПДД предписывает действующий в 2025 году КоАП РФ и КоАП РСФСР 1984 года. Для наглядности мы привели размеры штрафов в 1984 году к актуальным значениям в рублях на начало 2025 года. Для этого посчитали, какой процент от средней заработной платы составляла сумма каждого штрафа в 1984 году и пересчитали размеры советских штрафов относительно средней заработной платы на конец 2024 года.
По данным Росстата:
Пример расчета: в 1984 году штраф за езду без прав был от 10 до 30 ₽. То есть от 5 до 15,5% от средней зарплаты по стране. В 2025 году 5-15,5% от средней з/п соответствует сумма 4392-13617 ₽.
Нарушение | Штраф в 1984 г. | Штраф в 2025 г. |
---|---|---|
Управлял автомобилем в нетрезвом виде | 13617-45 683 ₽ (ст. 117 КоАП РСФСР) | 45 000 ₽ (ст. 12.8 КоАП РФ) |
Отказался от проверки на состояние опьянения | 13617-45 683 ₽ (ст. 121 КоАП РСФСР) | 45 000 ₽ (ст. 12.26 КоАП РФ) |
Управлял автомобилем без прав | 4392-13 617 ₽ (ст. 119 КоАП РСФСР) | 5000-15 000 ₽ (ст. 12.7 КоАП РФ) |
Превысил скорость на 20-40 км/ч | 1318-4392 ₽ (ст. 115 КоАП РСФСР) | 750 ₽ (ст. 12.9 ч. 2 КоАП РФ) |
Превысил скорость на 40-60 км/ч | 1318-4392 ₽ (ст. 115 КоАП РСФСР) | 1500-2250 ₽ (ст. 12.9 ч. 3 КоАП РФ) |
Превысил скорость на 60-80 км/ч | 1318-4392 ₽ (ст. 115 КоАП РСФСР) | 3000-3750 ₽ (ст. 12.9 ч. 4 КоАП РФ) |
Превысил скорость на более 80 км/ч | 1318-4392 ₽ (ст. 115 КоАП РСФСР) | 7500 ₽ (ст. 12.9 ч. 5 КоАП РФ) |
Повторно превысил скорость на 40-60 км/ч | 2284-8785 ₽ (ст. 115 КоАП РСФСР) | 3000-3750 ₽ (ст. 12.9 ч. 6 КоАП РФ) |
Повторно превысил скорость на 60 км/ч и более | 2284-8785 ₽ (ст. 115 КоАП РСФСР) | 7500 ₽ (ст. 12.9 ч. 7 КоАП РФ) |
Проехал на запрещающий сигнал светофора | 1318-4392 ₽ (ст. 115 КоАП РСФСР) | 1500 ₽ (ст. 12.12 ч. 1 КоАП РФ) |
Проигнорировал дорожные знаки или разметку | 1318-4392 ₽ (ст. 115 КоАП РСФСР) | 750 ₽ (ст. 12.6 ч. 1 КоАП РФ) |
Нарушил правила проезда перекрестка | 1318-4392 ₽ (ст. 115 КоАП РСФСР) | 1000 ₽ (ст. 12.13 КоАП РФ) |
Превысил уровень шума или загрязняющих веществ в выбросах | До 13 617 ₽ (ст. 81 КоАП РСФСР) | 500 ₽ (ст. 8.23 КоАП РФ) |
Управлял авто с неисправностями | 1318-4392 ₽ (ст. 114 КоАП РСФСР) | 500 ₽ (ст. 12.5 КоАП РФ) |
Передал управление водителю без прав | 1318-4392 ₽ (ст. 115 КоАП РСФСР) | 30 000 ₽ (ст. 12.7 КоАП РФ) |
Нарушил правила переезда через ж/д пути | 4392-13 617 ₽ (ст. 116 КоАП РСФСР) | 5000 ₽ (ст. 12.10 КоАП РФ) |
В большинстве случаев размер советских штрафов — это диапазон, точная цифра зависела от обстоятельств и тяжести нарушения. Из таблицы видно, что максимальные суммы в 80-е годы не уступают современным, а часто их и превосходят.
Если брать наказания за тяжелые нарушения — вождение пьяным или без прав — суммы относительно средней з/п в 1984 году и 2025-м выходят почти одинаковые. А вот за превышение скорости на 20-80 км/ч в 80-е водителям приходилось платить до пяти раз больше. При этом, если из-за нарушителя случилась авария, штраф увеличивался еще в два раза. А если «лихач» повредил чужое авто или любое другое имущество, сумма взыскания могла вырасти в пять раз (ст. 118 КоАП РСФСР).
Нарушение | Превысил скорость | Превысил скорость и спровоцировал аварию | Превысил скорость и повредил чье-то имущество |
---|---|---|---|
Штраф в 1984 г. | 1318-4392 ₽ | 2284-8785 ₽ | 8785-22 841 ₽ |
Значительно дороже, чем сейчас, мог обойтись советскому водителю проезд на красный, нарушение разметки или правил проезда перекрестка. Максимальный штраф за последнее нарушение, например, в четыре раз выше суммы взыскания в 2025 году.
Самый большой разрыв — в размерах наказании за превышение уровня шума или вредных веществ в выхлопе. Советский штраф в 27 раз выше современной суммы взыскания: 13617 ₽ против 500 ₽.
Кроме внушительных штрафов за повторные и грубые нарушения ПДД советским водителям в 80-е грозило лишение прав. Но условия были иными, чем в 2025 году.
В ст. 115 КоАП РСФСР 1984 года указано, что водителя могут лишить прав на срок до шести месяцев, если за год он больше двух раз превысит скорость на любую величину. Сразу на шесть месяцев лишить ВУ могли тех водителей, которые нарушили ПДД и при этом повредили чье-то имущество (ст. 118 КоАП РСФСР).
В 2025 году по ст. 12.9 КоАП лишить прав могут сразу:
Или за повторное превышение скорости на более 60 км/ч — на год.
Чтобы водителя лишили прав за проезд на красный, в 2025 году достаточно нарушить правило дважды за год. ВУ изымут на срок от четырех до шести месяцев. В 80-е такое же наказание грозило водителю, который нарушит правило три раза за год.
За нарушение разметки в 2025 году лишат прав, если водитель выехал на встречку по дороге с односторонним движением: единожды или повторно. В первом случае на срок до шести месяцев, во втором — на год (ст. 12.16 КоАП РФ). В 80-е нужно было трижды проигнорировать разметку, чтобы прав лишили на шесть месяцев.
В 80-е водителя могли лишить прав на срок до шести месяцев, если он трижды за год допустит любое из 12 нарушений, перечисленных в ст. 115 КоАП РСФСР. Например, если один раз превысил скорость, потом еще нарушил разметку и проехал на красный. Количество нарушений как раз отмечали проколами в талонах.
Нетрезвых водителей в 2025 году наказывают строже: прав могут лишить на срок от полутора до двух лет. В 80-е ВУ изымали на год, но за повторное нарушение отстраняли от управления авто на три года.
А за повторный неправильный переезд через ж/д пути и в 1984 году, и в 2025 году водителя одинаково могли лишить прав на срок до шести месяцев.
Если учитывать бо ́льшие максимальные суммы штрафов и то, что прав водителя могли лишить за любые три, даже легкие, нарушения ПДД, советская система наказания недобросовестных водителей выглядит строже современной.
Над материалом работали