bip.ru
ПРОВЕРКА ДАННЫХ

Как правильно прогревать машину

Современные моторы с прямым впрыском не требуют такого тщательного прогрева, как их предшественники — карбюраторные. Но старт с ходу рискует сократить срок эксплуатации и двигателя, и топливной системы. Разбираемся, сколько и как нужно прогревать машину перед поездкой и летом и зимой.
Обновлено: 29.11.2024

Зачем прогревать машину

Производители указывают, что прогревать современные автомобили не нужно: работу двигателей с прямым впрыском регулирует электроника. Она обеспечивает правильную подачу топлива сразу при запуске. Но мотор и другие системы автомобиля приходят от уличной в нормальную температуру не мгновенно, и при резком наборе мощности испытывают перегрузки. Поэтому машину — и автомат и механику — нужно прогревать:

  • Чтобы двигатель достиг рабочей температуры. Для «дизеля» это 85–90 градусов, для бензинового мотора — 90–100 градусов. Если температура ниже, ДВС потребляет больше топлива и совершает меньше полезной работы. Детали сильнее изнашиваются, потому что технические жидкости не успевают нагреться и потерять вязкость.
  • Чтобы моторное масло восстановило полезные свойства. Несмотря на то, что зимнее моторное масло рассчитано на морозы до -40 °C, оно становится более вязким при длительной стоянке. Пока масло не нагреется до температуры ДВС, оно не будет полноценно смазывать трущиеся детали. Кроме того, ему нужно время, чтобы растечься по всем каналам. Температура, при которой масло тает и распределяется по механизмам — -50 °C.
  • Чтобы система отопления заработала на полную мощность. Печка в автомобилях с бензиновым ДВС нагревается с помощью антифриза. Сразу после запуска жидкость холодная, и радиатор «топит» слабо. В салоне автомобиля зимой будет прохладно, пока мотор не прогрет.
  • Чтобы снизить нагрузки на АКБ. В дизельных автомобилях используют электрическую систему обогрева. При быстром старте в холода ее приходится включать, чтобы температура в салоне поднялась, стекла оттаяли. Это повышает нагрузки на АКБ, которому тоже нужно время на прогрев.
  • Чтобы снизить трение деталей. При сильном «минусе» материалы, из которого сделаны части автомобиля, сжимаются. Зазоры между подвижными элементами транспортного средства сокращаются, и они трутся друг об друга. Когда машину прогревают, они возвращаются в естественные размеры.
  • Чтобы не ездить на обогащенной смеси. При холодном запуске бензиновый ДВС начинает работать на повышенных оборотах, для прогрева. Чтобы нарастить мощность, в цилиндры подается топливная смесь с большим количеством бензина. При езде она оставляет нагар на деталях мотора. Поэтому до старта нужно подождать, пока двигатель прогреется и вернется к холостым оборотам.
  • Для работы выпускной системы. Конденсат, который образуется в выхлопной трубе, может превратиться в лед после ночной стоянки. Когда машину прогревают, выхлопные газы растапливают оледенение.

Сколько времени прогревать машину

Долго прогревать машину на стоянке не имеет смысла. Если автомобиль не двигается, температура поднимется преимущественно в моторе, а покрышки, коробка передач и другие системы остаются холодными. Прогревать их нужно только в движении, с постепенным наращиванием скорости: с пешеходной до средних оборотов.

Сколько прогревать двигатель, до того, как тронуться с места, зависит от сезона и типа мотора.

В зависимости от времени года

Весной, летом и осенью, если температура воздуха от 0 до 15 °C, машину прогревают на месте около минуты. За это время двигатель достигает рабочей температуры, а масло распределяется по каналам. Стартовать можно, когда прогревочные обороты упадут до холостых: 900–1000 об/мин.

Если столбик термометра зимой опускается от 0 до -10 °C, прогрев увеличивают до двух минут. В «минус» нужно подержать машину на холостых оборотах, прежде чем трогаться с места.

Зимой, при сильных морозах до -20 °C и ниже машину прогревают до пяти минут. Начинать движение нужно медленно, без резких разгонов, чтобы за первые километры детали автомобиля смогли равномерно прогреться.

В зависимости от двигателя

Дизельные моторы. В «минус» автомобиль на солярке прогревают до пяти минут. Дизель быстрее загустевает в холода, и перед поездкой ему потребуется время, чтобы стать жидким. Летом достаточно одной минуты прогрева на месте перед плавным стартом.

Турбомоторы не нужно разгонять до предельных оборотов, пока двигатель не нагреется до рабочей температуры. Для нормальной работы ему требуется высокая текучесть масла, которое смазывает турбины. Летом турбомоторы прогревают две минуты, зимой до пяти, потом — плавный старт.

Гибридные автомобили запускаются проще: двигатель активирует электромотор, который в 10 раз мощнее стартера. Он сможет завести ДВС даже с вязким маслом. Но двигатель и топливную систему все-равно прогревают на месте. Минуту летом, до пяти — зимой. И «догревание» на низких оборотах первые километры.

Электродвигателям прогрев не нужен, но он необходим аккумулятору в зимнее время. В большинстве электрокаров для этого предусмотрена функция предварительного прогрева. Если оставлять автомобиль подключенным к зарядке, за холодную ночь энергия и оптимальная температура в батарее сохранится.

Как прогреть машину быстро

Заранее подготовить машину к зимней поездке получится с помощью автономного подогревателя, который встраивают в систему охлаждения. Он работает на бензине и на солярке, а включить его можно заранее. Работает устройство так:

  1. насос и нагнетатель автоподогревателя подают топливо и воздух в камеру сгорания.
  2. смесь сгорает и греет антифриз, который прокачивается через теплообменник.
  3. нагретая охлаждающая жидкость циркулирует по системе и прогревает мотор и салон — через радиатор печки.

Стоят предпусковые подогреватели от 30 000 ₽.

Еще один способ быстро прогреть автомобиль перед поездкой — это автозапуск. Водитель дистанционно включает двигатель, и он работает на холостых оборотах. Это более энергозатратный способ, кроме того, более вредный для окружающей среды. Если машина греется на месте в жилой зоне больше пяти минут, водителю грозит штраф.

Штраф за прогрев автомобиля во дворе

Пункт 17.2 ПДД запрещает стоянку с включенным двигателем в жилой зоне. То есть, больше пяти минут прогревать автомобиль во дворе рискованно. Если жители, прохожие или инспектор ГАИ запечатлят нарушение, водителю придется заплатить штраф по ст. 12.19 КоАП:

  • 500 ₽ в регионах.
  • 2500 ₽ в Москве и Санкт-Петербурге.

У нас на сайте можно оплатить штраф без комиссии и проверить, когда истекает льготный срок оплаты.


Над материалом работали

Автор

Евгений Меркулов

Шеф-редактор bip.ru