Проверить документы машины и ее владельца
Первый шаг перед покупкой — изучить технические документы автомобиля. Это способ удостовериться, что продавец добросовестный, а машина, например, не списана в утиль.
Паспорт транспортного средства (ПТС)
Проверьте ПТС на подлинность. Если документ поддельный, есть риск, что машина ворованная. Поставить на учет такой автомобиль не получится: сотрудники ГАИ его конфискуют. А владельцем неоригинального паспорта заинтересуется полиция: подделка документов — уголовное преступление (ст. 327 УК РФ).
У настоящего документа:
- код региона выдачи и серия совпадают.
- год изготовления не превышает дату выдачи паспорта и год выпуска автомобиля.
- на страницах есть водяные знаки: звезды и надписи «RUS».
- на сгибе до 2008 года печатали голографическую прерывистую линию, после — мелкий текст «паспорттранспортногосредства».
- есть ирисовая печать нижней полоски с надписью «ПТС». Ее цвет меняется при переходе от одной краски к другой.
- в левом верхнем углу при наклоне в 30° заметна надпись «ПТС».
Паспорт транспортного средства
Чтобы окончательно убедиться, что с ПТС все в порядке, осмотрите его под ультрафиолетовой лампой. Сделать это можно самостоятельно или в регистрационном отделении ГАИ.
Определите ПТС оригинальный или дубликат. У первого в графе, где указано, кто выдал документ, значится завод-изготовитель или таможенные органы. У последнего — ГАИ (ГИБДД). Кроме того, на дубликатах ставят соответствующую печать.

Если у продавца дубликат паспорта, есть риск, что авто под залогом, а оригинал документа — в банке. В этом случае приставы вправе изъять покупку у нового владельца и выставить на торги. Или это может быть списанное авто, которое выкупили и восстановили после серьезной аварии. Чтобы скрыть это продавец оформил дубликат по утере. Зарегистрировать такой автомобиль в ГАИ не получится.
Посмотрите, есть ли в ПТС вклейки и отметки. Их ставят, когда у кузова или мотора перебитые или неразличимые номера. А это может быть, если машина в угоне.
Еще в отметках указывают причину замены паспорта, если это дубликат. Так получится понять, документ заменили по утере или из-за того, что не хватило места, чтобы вписать всех владельцев.
Изучите ЭПТС. С 2105 года автовладельцам разрешили оформлять электронный ПТС вместо бумажного. Его получится посмотреть на портале Системы Электронных Паспортов. Там отображается статус ЭПТС — действует/не действует — и сведения о запрете на регистрацию в ГАИ.
Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС)
Перед покупкой сравните информацию в свидетельстве и техпаспорте. Это получится сделать на сайте bip.ru. Когда с авто все в порядке, технические характеристики, VIN, номер двигателя и кузова, в ПТС, СТС и на самой машине совпадают. Исправления легальны только, если инспектор ГАИ (ГИБДД) заверил их печатью и подписью.

Если VIN в документах и на авто разный, владелец скрывает неблагополучную историю автомобиля.
Проверьте СТС на подлинность. Просветите документ ультрафиолетовым фонарем, чтобы увидеть защитные метки. Сделать это можно в регистрационном отделении ГАИ (ГИБДД).
Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС)

Если у продавца нет свидетельства, есть риск, что он — перекупщик, а машина после серьезного ремонта или со скрученным пробегом.
Паспорт продавца
Убедитесь: в свидетельство и техпаспорт вписан именно тот, кто продает машину. Возможно, автомобиль показывает родственник владельца, но чаще так работают перекупщики. Есть риск, что продают битое авто или машину с большим сроком эксплуатации.
Если продавец предлагает готовый договор купли-продажи с подписью предыдущего собственника, это рискованно. Возникнут проблемы с регистрацией покупки — обратиться будет не к кому. Кроме того, бывший собственник вправе оспорить сделку в суде, если его подпись, например, подделали.
Исключение, когда у продавца есть нотариальная доверенность, и он проводит сделку от имени собственника. Это легально и безопасно.
Проверить авто на ДТП
«Битая» машина после реставрации может выглядеть как новая, а продавцы не всегда указывают, участвовало ли авто в ДТП. Узнать перед покупкой, попадал ли автомобиль в аварию и насколько сильно его повредили, получится двумя способами.
«Пробить» авто по онлайн-базам
На сайте bip.ru получится узнать, попадал ли автомобиль в аварию. Сервис собирает данные из баз ГАИ, РСА, ЕАИСТО, нотариальной палаты и отображает:
Пример проверки авто по онлайн-базе
В сервисе нет данных об авариях, которые не регистрировали инспекторы. Например, если участники ДТП оформили европротокол. Эта информация есть в закрытой базе НСИС.
Осмотреть автомобиль
Даже если история машины чистая, окончательно убедиться перед покупкой, что автомобиль в хорошем состоянии, поможет очный осмотр. На что обратить внимание:
- Кузов. Если его геометрия нарушена после аварии, двери, крышки капота и багажника не будут открываться плавно. На стеклах могут быть горизонтальные трещины. А следы ржавчины и коррозии говорят о том, что заводское окрашивание повредили при починке.
- Зазоры. Если между кузовными элементами — бампером, капотом, крыльями — есть неровности и зазоры, геометрия кузова нарушена.
- Покраска. После ремонта краска на корпусе авто будет лежать неравномерно, с оттенками и переходами. Заметить это можно не только снаружи, но и в салоне, под капотом, в багажнике. Если какая-то деталь по цвету отличается от аналогичной, есть риск, что при ремонте ее заменили и перекрасили. Выяснить, соответствует ли толщина ЛКП заводскому стандарту поможет специальное устройство — толщиномер. Если есть разница, есть риск, что закрасили повреждения.
- Места сварки. Заводские швы — ровные и незаметные. Если сварка неаккуратная, машину ремонтировали.
- Подушки безопасности. Если на панели над подушкой безопасности есть щель или следы разрыва, это косвенный признак, что машина была в аварии.
Если покупатель не уверен, что сможет все осмотреть сам, профессиональную проверку перед покупкой сделают на станции технического обслуживания (СТО). Это платная услуга, но зато мастер определит, в каком состоянии авто, какие детали меняли и красили, насколько это критично.
Проверить авто на розыск
Если купить авто в розыске, сотрудники ГАИ конфискуют его при регистрации. Машина будет стоять на штрафплощадке, пока не закончится следствие. Если автомобиль угнанный, его вернут законному владельцу, а убыток обманутому покупателю никто не компенсирует.
Машины объявляют в розыск по разным причинам: водитель скрылся с места ДТП, авто неправильно «растаможили» или угнали. Чтобы утаить последнее, злоумышленники приобретают ПТС от утилизированных автомобилей и под них перебивают VIN-номера на украденных авто. Поэтому первый шаг — убедиться, что заводской VIN и номер двигателя не подделан, и они совпадают с данными в ПТС и СТС владельца.
Если VIN не вызывает подозрений, следующий шаг — «пробить» машину на сайте bip.ru по VIN или госномеру.
Пример проверки авто на розыск
Проверить авто на ограничения
Ограничения накладывают разные инстанции и по разным причинам:
- ФСПП, если владелец задолжал более 3000 ₽, вправе конфисковать авто или наложить запрет на регистрационные действия (ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
- суд вправе наложить ограничения на имущество, которым должник может расплатиться (ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
- банк вправе изъять кредитный автомобиль, когда заемщик не платит по графику (ст. 334 ГК РФ).
- арбитражный управляющий вправе изъять транспортное средство у владельца-банкрота (ст. 446 ГПК РФ).
- полиция конфискует автомобили, которые находятся в розыске.
Проверить перед покупкой, «висят» ли автомобиле на ограничения, можно в отделении ГАИ. Понадобится ПТС, СТС, паспорт владельца и он сам. Или сделать это онлайн. Но в отчете будет только информация о розыске и запрете регистрации.
Комплексную проверку перед покупкой получится сделать на сайте bip.ru. Сервис проверит авто на юридическую чистоту, подобрав данные из базы ГАИ, РСА и ФНП.
Покупатель узнает:
- кто наложил запрет на регистрацию.
- дату и номер постановления.
- ведомство, которое вынесло решение.
- регион, где наложили ограничения.
Проверить авто на залог
Узнать, не находится ли автомобиль в залоге, получится на сайте bip.ru по ВИН или регистрационному номеру. Сервис собирает данные из базы Федеральной нотариальной палаты. Но информацию на этом ресурсе кредиторы размещают добровольно, поэтому она не полная. Кроме того, там нет данных от ломбардов и микрофинансовых организаций.
Дополнительно проверить предыдущего владельца автомобиля перед покупкой получится на сайте судебных приставов. Для этого понадобятся его паспортные данные. Если у продавца есть долги, следует уточнить, не обращено ли взыскание на машину.
Вариант для подстраховки — попросить продавца дать нотариальную выписку, что машина не в залоге. Если владелец пойдет навстречу, у покупателя будет гарант безопасности покупки. Если после возникнут разногласия, выписка будет доказательством в суде.
Проверить авто на задолженность платных дорог
Если предыдущий владелец авто не расплатился за проезд по платной дороге, это после покупки придется сделать новому собственнику. Узнать, накопились ли долги, получится:
- на сайте bip.ru. Достаточно ввести номер автомобиля, и сервис покажет задолженности за проезд по трассам М-12 «Восток», Центральной кольцевой автомобильной дороге А-113 (ЦКАД), Проспекту Багратиона (СДКП), Московскому скоростному диаметру (МСД).
- в приложении «Штрафы ГИБДД» для iOS и Android. Если владелец авто просрочил оплату и ему выставили штраф, он тоже отобразится в приложении.
Пример проверки задолженности платных дорог
Проверить авто на штрафы
Если на бывшем собственнике «висят» неоплаченные штрафы, после покупки рассчитываться придется уже новому хозяину машины. Посмотреть, есть ли у продавца задолженность, получится на сайте bip.ru и в приложении «Штрафы ГИБДД» для iOS и Android по СТС или регистрационному номеру. Данные о нарушениях сервис получает из базы ГАИ, Госуслуг, ГИС ГМП, МАДИ, ФССП.
Проверить авто на такси
Средний годовой пробег авто в России — 18,7 тыс. км. Машина, на которой таксуют, за этот же период наезжает 100-120 тыс. км. А предельный пробег, после которого от нее избавляются, начинается с 200 тыс. км.

Автомобиль в такси интенсивно эксплуатируют, поэтому свой ресурс он полностью вырабатывает за 1,5-2 года.
Чтобы скрыть, что на машине таксовали, продавцы заменяют изношенные детали, перекрашивают авто, скручивают спидометр. Но есть косвенные признаки, по которым можно догадаться, что авто — «рабочая лошадка»:
- марка популярна среди таксистов. Это KIA, Hyondai, Lada, Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota.
- неблагополучная история ДТП. Таксисты попадают в аварии чаще, чем другие водители.
- изношенный салон, двери, задние сиденья. Все это говорит о том, что машиной часто пользовались, чтобы перевозить пассажиров.
- следы от шашки на крыше или багажнике.
- затертые ручки и кнопки на дверях.
Узнать перед покупкой, была ли машина в такси, можно в региональных реестрах. Для этого в поисковой строке Яндекса нужно набрать: «реестр разрешений такси такая-то область». Потом выбрать сайт с данными.
Информацию в реестре каждый регион представляет по-разному: от базы данных до exel-таблицы.
Проверить пробег авто
33 процента от всех авто, которые продают на вторичном рынке в России, — со скрученным спидометром. Так недобросовестные владельцы пытаются скрыть реальный износ деталей машины. Если у автомобиля подозрительно небольшой для его возраста пробег, перед покупкой стоит проверить:
- техпаспорт. В нем указано, когда выпущен автомобиль. Если умножить возраст авто на среднестатистический пробег машины за год — 18,7 тыс. км — получится примерно понять, насколько заявленные цифры соответствуют реальности.
- сервисную книжку. В ней фиксируют, когда машина проходила ТС и ее пробег на этот момент. Если на момент продажи цифры меньше, чем на одном из ТС, его скрутили.
- справка по замене масла. В ней фиксируют, при каком пробеге была замена.
- блоки управления систем. В них сохраняется информация о пробегах, а узнать ее получится с помощью компьютерной диагностики в автосалоне.
- детали автомобиля. Сидения и ремни начинают «засаливаться» при пробеге в 100 тыс. километров. Ближе к 200 тыс. обивка может протираться и рваться. Руль и коврики тоже заметно изнашиваются, как и ручка переключения передач. Некоторые детали меняют при определенном километраже. Например, водяной насос — после 100 тыс. км. Если пробег маленький, а помпа новая, — спидометр скручен.
Подробнее о том, как проверить пробег машины перед покупкой, рассказали здесь.
Видео по теме