О чём речь
Минпромторг предложил увеличить утилизационный сбор на автомобили, ввезённые из-за рубежа, и ввести шкалу индексации. В соответствии с подготовленным проектом, ставка на легковые автомобили в первый год вырастет на 70-85%, а затем будет увеличиваться на 15-20% ежегодно в течение следующих шести лет.
Утильсбор – это налог, который платят импортёры и производители за транспорт, ввозимый или произведённый в России. Его цель — обеспечить переработку этих транспортных средств в будущем. Уплата утильсбора регламентируется статьёй 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ.
Как рассчитывается утильсбор
Размер утилизационного сбора рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента. Базовая ставка составляет 20 000 ₽ и, согласно проекту Минпромторга, меняться не будет. Повышение коснётся коэффициентов, которые устанавливают для каждого типа автомобиля отдельно в зависимости от мощности двигателя и возраста машины.
Увеличение ставки планируется только для техники, производство которой налажено в России и Беларуси и способно в значительной степени удовлетворить потребности внутреннего рынка. Речь идёт о легковых автомобилях и электрокарах, а также спецтехнике (экскаваторах, дорожных катках и т. п.).
Когда ждать изменений
Проект будет на рассмотрении до 20 августа. В случае его принятия повышенный утильсбор начнёт действовать с 1 октября 2024 года. С полным текстом можно ознакомиться на портале проектов нормативных правовых актов.
Кого затронет повышение утильсбора
Индексация утильсбора коснётся только юридических лиц и физлиц, которые занимаются перепродажей. В частности это затронет нелокализованные в стране марки авто, большая часть из которых — китайские.
Для автовладельцев, ввозящих в Россию машину двигателем до 3 л для личного пользования, ничего не поменяется. При соблюдении ряда условий они смогут воспользоваться льготной ставкой.
Как изменится ставка утильсбора для новых машин
Ставки для машин с ДВС планируется увеличивать с октября поэтапно, а для электромобилей индексация сбора начнётся с 2025 года:
Объём двигателя | Ставка сейчас | 2024 г. (с окт.) | 2025 г. | 2030 г. |
1-2 л | 300 600 ₽ | 556 000 ₽ | 667 400 ₽ | 1 172 400 ₽ |
2-3 л | 844 800 ₽ | 1 562 800 ₽ | 1 875 400 ₽ | 3 295 000 ₽ |
3-3,5 л | 970 000 ₽ | 1 794 600 ₽ | 2 153 400 ₽ | 3 783 400 ₽ |
более 3,5 л | 1 235 200 ₽ | 2 285 200 ₽ | 2 742 200 ₽ | 4 817 800 ₽ |
Электромобили | 32 600 ₽ | 32 600 ₽ | 667 400 ₽ | 1 172 400 ₽ |
Так, например, стоимость автомобилей с ДВС объемом до 2 л увеличится больше чем на 250 тыс. ₽ с октября и более чем на 350 тыс. ₽ со следующего года. К стоимости электрических машин с 2025 года придётся прибавить чуть более 630 тыс. ₽.
К 2030 году стоимость утильсбора в некоторых случаях будет превышать стоимость автомобиля.
Причины повышения сбора
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин назвал две причины повышения ставок: это пополнение бюджета и расширение рынка сбыта для «АвтоВАЗ».
Некоторые эксперты полагают, что Правительство таким образом пытается стимулировать китайские бренды открывать заводы в России. Сейчас единственный китайский бренд, у которого налажено производство в РФ — это Haval. Однако насколько успешным будет этот шаг, пока сложно сказать.
Что будет с ценами на другие машины
Антон Шапарин предполагает, что цены на автомобили локального производство «подтянутся» за ценами на иномарки — по меньшей мере на 100 тыс. ₽. Также есть вероятность, что вырастет стоимость машин с пробегом.