
На некоторых дорогах действует смешанная система, как на трассе М-4 «Дон» (414–464 км и 633–715 км), когда проезд оплачивается на въезде, а на выезде нужно показать чек кассиру, чтобы он выпустил машину с участка.
Платные дороги — это современные скоростные магистрали, альтернатива бесплатным трассам. По ним ездить быстрее и безопаснее, чем по обычным дорогам:
Проезд по большинству платных дорог в России можно оплатить наличными, банковской картой и через транспондер. Всего есть три системы оплаты:
На некоторых дорогах действует смешанная система, как на трассе М-4 «Дон» (414–464 км и 633–715 км), когда проезд оплачивается на въезде, а на выезде нужно показать чек кассиру, чтобы он выпустил машину с участка.
На территории столицы три платные трассы: это скоростная автодорога М-11 до Санкт-Петербурга и две магистрали внутри города — Московский скоростной диаметр (МСД) и проспект Багратиона. Ниже расскажем о них подробнее и начнем с внутренних дорог.
Протяженность: 68 км.
Максимальная разрешенная скорость: 90 км/ч, но есть участки, где можно ехать только 70 км/ч.
Назначение: дорога состоит из девяти участков и соединяет север и юг Москвы. Трасса обеспечивает удобный доступ к основным районам города в обход Садового кольца, ТТК и МКАД. Ежедневно по МСД проезжает около 400 тыс. автомобилей.
Дорога в первую очередь предназначена для жителей Москвы и Подмосковья. Поэтому для них проезд по МСД льготному тарифу. Полностью бесплатно могут проезжать:
С автомобилей с номерами других регионов взимают плату за транзитный проезд. Таким он считается, если время между въездом на МСД и съездом с него не превышает двух часов. Или автомобиль дважды за сутки пересек границы ЦКАД.
Грузовикам, за исключением машин со спецпропусками, ездить по МСД запрещено.
Для жителей Москвы и Московской области проезд будет по транзитному тарифу, если номерной знак ТС не соответствует московскому региону.
Для машин с региональными номерами цена проезда 950 ₽ независимо от типа ТС и времени суток. При этом учитывается не число поездок, а количество завершенных транзитов (на проспекте Багратиона работает другая система — подробнее читайте в следующем разделе).
Для машин с номерами Москвы и Подмосковья проезд платный с понедельника по пятницу во время высокой загрузки трассы:
Для жителей столицы поездка по каждому из девяти участков стоит пять рублей.
Шлагбаумов и пунктов оплаты нет. Счет выставляется автоматически по номеру машины. Оплатить можно тремя способами:
Протяженность: 19 км.
Максимальная разрешенная скорость: 90 км/ч.
Назначение: городская магистраль идет от ТТК до МКАД и соединяет деловой центр с жилыми районами.
В отличие от МСД, проезд для москвичей по проспекту Багратиона платный.
Но на проспекте действует система «Свободный поток», где нет шлагбаумов и ПВП. Из-за этого многие автомобилисты не осознают, что въезжают на платную дорогу. Кроме того, водители, выезжая после обхода Одинцова на проспект Багратиона, где еще используется система оплаты через шлагбаумы, часто ошибочно считают, что уже оплатили проезд или что дорога бесплатна.
По нашим данным, МАДИ ежемесячно выписывает в среднем 72 595 штрафов за неуплату проезда по проспекту Багратиона. Аналитики связывают это с недостаточным информированием водителей о правилах проезда.
После установки дополнительных указателей в ноябре, число штрафов снизилось примерно на 51%.
Сумма зависит от способа оплаты, например, тарифы для «легковушек» следующие:
Если водитель оплачивает проезд по транспондеру другого оператора или после поездки, расчет происходит по базовому тарифу.
Есть три способа:
Если поехать в сторону Москва-Сити и повернуть обратно, системы фиксации зарегистрируют два проезда по трассе. Каждый проезд оплачивается отдельно.
Протяженность: 669 км.
Максимальная разрешенная скорость: до 130 км/ч.
Назначение: соединяет Москву и Санкт-Петербург и ежегодно обслуживает более 9 миллионов автомобилей. Эта дорога — платный дублер трассы М-10 «Россия», которая проходит через множество городов и поселков. Из-за этого поездка по М-10 занимает не менее 10 часов, тогда как по М-11 тот же маршрут можно преодолеть за 5 часов 30 минут.
Не так давно трасса стала непрерывной: последний участок (149–174 км), северный обход Твери, был открыт 16 июля 2024 года.
На трассе действуют две тарифные зоны:
Тарифы для легковых авто в соответствии с зоной:
Как видно из расчетных таблиц, стоимость проезда от Москвы до Санкт-Петербурга по трассе М-11 варьируется в пределах 3 910-4 850 ₽.
Без транспондера. На трассе действует закрытая система оплаты — это значит, автомобилисты платят за количество пройденных километров. При въезде на трассу водитель получает билет с информацией о времени и месте въезда, а при выезде предъявляет билет и оплачивает проезд. Если потерял билет, придется платить по максимальному тарифу. Оплата возможна по банковской карте или наличными.
С транспондером. Авто с транспондерами могут проехать пункт оплаты по специальной полосе без остановки. Нужная сумма автоматически спишется со счета. С транспондером T-pass можно получить скидку до 15%.
Размер штрафа зависит от назначения трассы:
Трасса М1 относится к федеральным дорогам. На ней штраф за неоплаченный проезд 1 500 ₽ — для легковых автомобилей, 5 000 ₽ — для грузовиков.
МСД и проспект Багратиона — региональные трассы. Штрафы выписывает МАДИ на основании статьи 10.13 столичного КоАП:
На официальных порталах, к примеру, на сайте МСД, до сих пор указано, что сумма штрафа начисляется в соответствии со статьей 12.21.4 КоАП — это устаревшая информация. Так было до законодательного разделения региональных и федеральных трасс. После вступления в силу ФЗ № 405 в сентябре 2024 года, суммы штрафов за МСД и проспект Багратиона устанавливает город.
Штраф выпишут, если водитель не оплатил проезд в течение 5 дней после поездки. После этого у водителя есть еще 20 дней для погашения задолженности. Если оплатить проезд в этот период, штраф аннулируют.
Над материалом работали