Как устроен электромобиль
В отличие от машины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), где энергию вырабатывает сгорающее топливо, электромобиль приводит в движение электродвигатель. Он питается от аккумуляторной батареи и преобразует электрическую энергию из АКБ в механическую — заставляет колеса вращаться. Если водитель тормозит, электродвигатель начинает работать как генератор: преобразует кинетическую энергию обратно в электрическую и заряжает аккумулятор. От этого износ тормозных колодок в электрокарах низкий.
Постоянный ток от аккумулятора в переменный — для работы двигателя — преобразует инвертор. А бортовое зарядное устройство преобразует переменный ток от внешнего источника в постоянный во время зарядки батареи.
У большинства электромобилей нет коробки передач: электродвигатель эффективно работает в широком диапазоне оборотов, и нет необходимости переключать скорости. Но есть исключения: например, в Porsche Taycan использует двухступенчатую коробку передач. Она позволяет разгоняться до 100 км/ч менее чем за 3 секунды и экономить энергию на высокой скорости.
Плюсы электромобилей
- Плавный ход и практически бесшумная работа электродвигателя. В двигателе электрокара гораздо меньше механических частей, топливо не взрывается и создает дополнительный шум.
- Нет выхлопа.
- Более простое и бюджетное технического обслуживание. В электрокаре не нужно менять масло, топливные фильтры, свечи зажигания, приводные ремни. Аккумулятор рассчитан на длительный срок службы без регулярного вмешательства. Тормозит электромобиль за счет двигателя — тормозные колодки и диски включаются только при экстренном торможении, и потому изнашиваются медленно. По сути в рамках ТО требуется только проверить электрооборудование, обновление ПО и контроль системы охлаждения батареи.
- Подходят для регулярных коротких поездок внутри города. При ежедневном пробеге 10–30 км достаточно заряжать автомобиль раз в неделю. В крупных городах растет число ЭЗС, включая бесплатные на территориях ТЦ. Самая крупная сеть действует в Москве: по программе «Энергия Москвы» в городе работают свыше 240 станций, стоимость зарядки — 15–20 руб./кВт·ч.
Для владельцев электромобилей в России действуют льготы:
- Программа автокредитования с господдержкой распространяется на электромобили «Москвич 3е», Evolute i-Pro, i-Joy, i-Sky, i-Jet и «Амберавто А5». Условия и доступность программ зависят от конкретного банка.
- Налоговые послабления действуют в большинстве регионов, а где-то, как, например, в Москве, Московской, Рязанской и Липецкой области владельцы электромашин полностью освобождены от транспортного налога.
- Бесплатная стоянка электромашин на городских парковках (кроме зон со шлагбаумами) в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодарском крае и Казани. Порядок оформления льготы зависит от региона.
- Бесплатный проезд по платным трассам действует на ключевых федеральных дорогах при использовании транспондера. Речь идет о трассах М-1, М-3, М-4, М-11, М-12, а также ЦКАД и обходе Одинцова. Акция действует до конца 2025 года, но есть вероятность, что программу продлят.
Минусы электромобилей
- Пробег без подзарядки ограничен 200–500 км даже у мощных машин. Поэтому, собираясь в междугородние поездки, придется заранее спланировать, где заряжаться. Проблема в том, что российская сеть ЭЗС пока развита слабо, и даже на платных трассах нет гарантии, что зарядка будет работать исправно.
- Долгая зарядка. На быстрой зарядке бюджетный электромобиль заряжается примерно 30 минут, мощные модели — 1-1,5 часа. Зарядка от домашней розетки занимает 8-16 часов, на станции переменного тока — 3-4 часа.

Зарядка электромобилей
- Разные стандарты разъемов. В России используют «европейские» стандарты: Type 2 / CCS Combo 2. Если покупать электромобиль, не рассчитанный на европейский рынок, потребуется кабель с переходником под Type 2 или кабели с разными разъемами.
Сезонные сложности:
- Зимой батарея быстрее теряет емкость, из-за чего уменьшается запас хода. Время зарядки замедляется, поскольку значительная часть энергии уходит на прогрев батареи. В идеале машину нужно держать в теплом гараже и прогревать аккумулятор перед поездкой, пока он подключен к зарядке.
- Летом проблем с запасом хода и емкостью батареи нет, но на жаре возникает риск перегрева аккумулятора. А из-за работы кондиционера и системы охлаждения возрастает энергопотребление.
Видео по теме

Над материалом работали
Что еще почитать
- Еще больше статей в нашем онлайн-журналеЧитать журнал

- Что лучше: дизель или бензинРазбираемся, в чем плюсы и минусы двух типов двигателя.


