bip.ru
ПРОВЕРКА ДАННЫХ

Как восстановить КБМ

Коэффициент бонус-малус — один из основных факторов, который влияет на стоимость полиса. Иногда значение КБМ «слетает», и стоимость страхования возрастает. Рассказываем, откуда берутся ошибки при расчете цен на ОСАГО и как восстановить КБМ в базе РСА.
Обновлено: 22.11.2024

Что такое КБМ и почему он меняется

Стоимость полиса рассчитывается по формуле «базовая цена * коэффициенты». Коэффициенты в ОСАГО — это множители, которые страховщик применяет к базовой стоимости полиса, чтобы учесть различные риски. Чем ниже риски, отражённые коэффициентами, тем меньше стоит ОСАГО.

КБМ (коэффициент бонус-малус) отражает аккуратность вождения. Это один из ключевых коэффициентов, так как его можно улучшить, если водить аккуратно. Чем меньше аварий по вине застрахованного лица, тем ниже КБМ и дешевле страховка.

У автомобилиста-новичка КБМ будет равен 1,17. Если водитель не провоцирует аварии, каждый год значение коэффициента снижается на 5%. Через 10 лет значение КБМ может достичь своего минимального показателя 0,46, и полис подешевеет больше чем в два раза.

У водителей, которые часто попадают в ДТП по своей вине, КБМ может достигать 3,92 — надбавка к стоимости ОСАГО в этом случае составляет 292%.

Как понизить свой КБМ

Единственный способ — аккуратно водить машину и ждать очередного переучета КБМ. Он происходит каждый год 1 апреля. Однако бывают случаи, когда при расчете цены ОСАГО вкрадывается ошибка из-за неверного значения бонус-малус. Разберёмся, почему это происходит.

Почему возникают ошибки в расчёте КБМ

Коэффициент бонус-малус рассчитывается на основе данных из базы АИС страхования.

Ранее проверка КБМ и наличия полиса осуществлялась через базы данных РСА (Российского союза автостраховщиков). Но с 1 октября 2024 года сервис проверки перешёл под контроль ЦБ к их дочернему подразделение АО «НСИС» (АО «Национальная страховая информационная система»). Новый сервис проверки называется АИС страхования.

Страховые компании передают данные о водителях, и система автоматически обновляет значения коэффициентов. Однако иногда расчет оказывается неверным: у водителей могут сбиться накопленные скидки, и стоимость полиса возрастает.

Рассмотрим самые частые причины, почему система может учитывать неправильный КБМ.

  1. Смена фамилии

    КБМ привязан не только к номеру водительского удостоверения, но также к ФИО водителя и его дате рождения. Если водитель поменял фамилию, но не сообщал об это в СК, при продлении полиса система не сможет сопоставить данные о нём, и КБМ может «слететь».

  2. Замена ВУ

    При замене водительского удостоверения скидка по КБМ может пропасть, так как данные о водителе в базе НСИС привязаны к номеру старых документов. Если не сообщить страховой компании о замене прав, то при оформлении нового полиса система может посчитать водителя новичком и присвоить ему «стартовый» коэффициент 1,17.

  3. Ошибка при вводе данных

    При оформлении ОСАГО водитель или сотрудник страховой компании могут случайно указать неверные данные, например, дату рождения или фамилию. Из-за опечатки система может подтянуть информацию другого человека и учесть его КБМ при расчете стоимости полиса. Также возможна ситуация, когда коэффициент бонус-малус «обнуляется», если система не найдет совпадений и примет водителя за новичка.

  4. Одно ДТП зарегистрировано несколько раз

    Если в аварии пострадало несколько человек, и каждый из них обратился в свою страховую компанию, страховщики могут учесть один случай как несколько разных ДТП. Это может привести к непропорциональному увеличению значения КБМ.

  5. ДТП, которого не было

    Страховые компании сообщают о случаях, когда мошенники указывают данные водителя при оформлении несуществующей аварии, чтобы получить выплату как потерпевшие. Автовладелец узнает об обвинении в ДТП только при оформлении нового полиса, когда замечает увеличение КБМ.

Проверить КБМ можно у нас на сайте. Если при проверке выяснится, что значение коэффициента не соответствует действительности, его можно исправить самостоятельно через портал НСИС (услуга бесплатная).

Проверка КБМ по базе РСА

Узнайте свой коэффициент бонус‑малус:

Мы запросим данные в базе РСА и проверим ваш КБМ. Чем меньше КБМ, тем дешевле страховка.

Ваш актуальный КБМ:

Для проверки КБМ укажите данные водителя

Как восстановить КБМ самостоятельно

  1. Пройти авторизацию на портале НСИС одним из указанных способов (через «Госуслуги», ID-сервисы банков и др.)
  2. В личном кабинете перейти в раздел «Полисы» и внизу страницы нажать «Сообщить об ошибке в данных».
  3. В качестве адресата выбрать НСИС в конце списка (кнопка «Заполнить форму»).
  4. В появившемся окне описать ситуацию. Если вы догадываетесь о причине изменения КБМ, например, была замена ВУ, укажите данные старого и нового ВУ или любую другую информацию, которую считаете полезной.
  5. Указать актуальный адрес электронной почты и отправить обращение. Срок ответа составляет максимум 30 дней.

Если несоответствие найдут, в базу внесут изменения и КБМ исправят.

Что делать, если новый полис уже оплачен

Если полис с неверным КБМ уже оформлен, можно запросить перерасчет стоимости и вернуть разницу. Для этого нужно обратиться в страховую компанию, где был выдан полис: там подскажут, как подать заявление и какие документы потребуются для перерасчета. Если ошибка связана с некорректными данными страхователя, страховая компания исправит их, и КБМ обновится автоматически.

Видео по теме

ЗаставкаВоспроизвести

Над материалом работали

Автор

Александра Дорошина

Автор bip.ru