bip.ru

Как почистить радиатор охлаждения двигателя

Со временем радиаторы засоряются, а внутри скапливаются продукты износа. Грязные соты хуже отводят тепло, от этого двигатель греется сильнее. Чтобы вернуть систему охлаждения в рабочее состояние, нужна чистка. Рассказываем, как правильно сделать промывку радиатора снаружи и изнутри.
Обновлено: 29.08.2025

Как помыть радиатор не снимая с машины

Внешняя промывка

У современных машин обычно два радиатора — второй для кондиционера. Без снятия их чистить сложнее, но реально. Но если радиатор один, чистка не потребует много усилий.

Первый этап — подготовительный:

  1. Дайте двигателю полностью остыть.
  2. Для безопасности отключите минусовую клемму аккумулятора. Закройте полиэтиленом генератор, стартер, аккумулятор и ремни, чтобы на них не попала вода.
  3. Снимите решетку радиатора (и бампер при необходимости), чтобы получить доступ к сотам. При возможности уберите вентилятор или отогните поролоновый уплотнитель между радиаторами.

Грязный радиатор охлаждения

Второй этап — сухая чистка.

  • Уберите пух, листву и насекомых с поверхности. Можно использовать сжатый воздух или жесткую неметаллическую щетку.
  • Если радиаторов два, попробуйте аккуратно раздвинуть их, ослабив крепления, и вычистите грязь щеткой или кистью из зазора.

Третий этап — влажная мойка:

  • Поливайте радиатор из шланга с обычным напором. Мойку высокого давления использовать нельзя — соты легко погнуть.
  • Нанесите очиститель для радиаторов или автошампунь, чтобы отложения лучше отходили, дайте средству «поработать» и смойте.
  • Если есть доступ, промойте радиатор в обратном направлении, то есть от моторного отсека наружу — так эффективнее.
  • На машинах с кондиционером грязь часто скапливается между радиаторами. Нужно действовать аккуратно: Сначала продуйте это место воздухом, потом промойте водой сверху вниз, чтобы грязь полностью вышла наружу.

Когда закончите чистку, дайте радиатору просохнуть и установите снятые детали на место.

Внутренняя промывка

Помогает убрать из системы охлаждения ржавчину, накипь и остатки старого антифриза. Делать ее можно как со снятым радиатором, так и прямо на машине, но это не так эффективно. Лучше совместить промывку со сменой антифриза.

  1. Заведите двигатель и прогрейте его пару минут, чтобы он был теплым, но не горячим.
  2. Приготовьте емкость для слива жидкости, наденьте защитные перчатки для работы с химическими веществами.
  3. Заглушите мотор, в расширительный бачок залейте средство для очистки (дозировка согласно инструкции). Запустите двигатель, включите печку на максимум и оставьте работать на холостых оборотах 20–30 минут.
  4. Дайте мотору остыть, слейте промывку вместе с остатками антифриза. Залейте чистую воду, заведите мотор и дайте поработать около 10 минут. Затем слейте воду.
  5. Залейте новую охлаждающую жидкость и удалите воздушные пробки из системы.

Некоторые автолюбители предпочитают «народные» средства: соду, лимонную кислоту, щелочь, но они не так безопасны для алюминиевых радиаторов и резиновых патрубков, как специальные составы, к тому же далеко не всегда эффективны. Если у вас нет уверенности, в какой пропорции смешивать раствор, лучше использовать профессиональное средство.

Как почистить снятый радиатор

Если радиаторов несколько, и они стоят вплотную друг к другу, или грязь и пыль слишком сильно забили соты, без снятия не обойтись.

Процесс несложный, но действовать нужно аккуратно:

  1. Снимите вентилятор.
  2. Отсоедините патрубки системы охлаждения (помните, что внутри может быть горячий антифриз).
  3. Снимите сам радиатор.

Сначала замочите радиатор в большой емкости с водой, например в ванне, на несколько часов или на ночь. После этого промойте его снаружи струей проточной воды. Но напор нельзя делать слишком сильным, иначе можно погнуть тонкие пластины-соты. После удалите грязь жесткой неметаллической щеткой.

Как почистить снятый радиатор изнутри

Достаточно проливать радиатор водой: сначала с одного конца, потом с другого. Делайте это, пока на выходе не потечет чистая вода. Специальные жидкости для промывки не подойдут: они рассчитаны на работу при высокой температуре внутри машины.

Для финального ополаскивания лучше использовать дистиллированную воду, чтобы убрать известковый налет, но можно обойтись и обычной.


Когда лучше обратиться к профессионалам:

  • Если требуется полный демонтаж с разборкой передней части автомобиля.
  • Если загрязнение слишком сильное: радиатор забит настолько, что из него почти не идет вода при промывке.
  • Если при мойке заметили течь. В сервисе радиатор проверят на герметичность.
  • Если в машине установлен кондиционер: если где-то ошибиться, можно спровоцировать разгерметизацию.

Как часто нужно мыть радиатор автомобиля

Внешняя мойка — раз в 1–2 года или чаще, если ездите по пыльным дорогам или в регионах, где на дорогах много реагентов.

Внутренняя промывка — при каждой замене антифриза. Обычно это раз в 2–3 года, точные сроки есть в регламенте производителя.

Сезонную профилактику (без снятия) лучше проводить весной, чтобы убрать песок и остатки реагентов, и летом после тополиного пуха.

Понять, что радиатор забился и уже промыть его нужно уже сейчас, можно по этим признакам:

  • Вентилятор работает почти постоянно.
  • Кондиционер хуже охлаждает в пробках.
  • Стрелка температуры поднимается выше обычного.
  • Из-под капота пахнет горячим металлом.

Видео по теме

ЗаставкаВоспроизвести

Над материалом работали

Автор

Александра Дорошина

Автор bip.ru