Если страховая компания отказывается платить по ОСАГО или предлагает маленькую сумму выплаты, автовладелец вправе обратиться к финансовому уполномоченному. Финансовый уполномоченный — это независимое должностное лицо, которое занимается досудебным урегулированием споров между финансовыми организациями и их клиентами, позволяя избежать обращений в суд. Он может назначить независимую экспертизу, и по её итогам обязать страховщика доплатить недостающую сумму потерпевшему или добиться выплат при отказе.
Причины отказа в страховой выплате по ОСАГО
Страховые компании отказывают в выплате по ОСАГО, если не выполняются условия договора автострахования. Рассмотрим подробнее основные причины отказа:
- Виновник ДТП не установлен. Если виновник ДТП скрылся с места происшествия и правоохранительные органы не смогли его установить — страховая откажет в выплате. В этом случае компенсация пострадавшим после ДТП будет выплачиваться из специального фонда РСА (Российского Союза Автостраховщиков).
- У виновника нет полиса ОСАГО. Выплат от страховой после ДТП не будет, если у виновника нет страховки на автомобиль вообще, она истекла или полис поддельный. В этом случае компенсацию должен выплачивать виновник ДТП. Читать подробнее как избежать мошенничества с ОСАГО →
- Страховая обанкротилась или у нее отозвали лицензию. Часто страховые становятся банкротами, когда у них не хватает денег на выплату компенсаций. Их лицензии отзывают из-за неустойчивого финансового положения, нарушений закона или отсутствия отчетности перед Центробанком. В этом случае компенсацию пострадавшим выплатит фонд РСА.
- Авто использовалось не по назначению. Если вред получен в результате обучения вождению, соревнований или испытаний автомобиля — страховая откажет в выплате.
- Неправильно оформлены документы о ДТП или предоставлен неполный комплект документов. Пострадавший водитель должен предоставить страховщику после ДТП пакет документов: заявление, извещение о ДТП, протокол и постановление от ДПС, копию водительского удостоверения и паспорта. Если в документах есть ошибки или неточности, нет подписи инспектора, какого-то документа не хватает — страховая откажет в рассмотрении. Сбор всех документов или исправление неточностей в них может занять какое-то время, но после получения полного комплекта документов страховая рассмотрит дело и выплатит компенсацию.
- Страховщик выявил факт мошенничества. Специалисты страховой проверяют каждый случай на предмет инсценировки аварии с целью получения компенсации. Если факт мошенничества подтвердится, выплаты по ОСАГО от страховой компании не будет, а дело передадут в правоохранительные органы.
- Случай не является страховым. Так, например, страховая не возместит моральный вред, упущенную выгоду, вред антикварным или уникальным предметам, памятникам или зданиям.
Что делать, если страховая отказала в выплате
В некоторых случаях при отказе в выплате от страховой компенсацию можно получить в РСА: когда виновник ДТП не установлен, страховая компания обанкротилась или потеряла лицензию.
Если это не ваш случай, и вы считаете, что страховая отказывает неправомерно — нужно подать жалобу в Центральный банк России или обратиться в суд. Для этого необходимо:
- Написать досудебную претензию в страховую компанию. Укажите свои требования и обстоятельства аварии, пункты закона, которые нарушены. В течение 10 дней, после получения претензии СК должна выплатить компенсацию, направить на ремонт или прислать обоснованный отказ.
- Подготовить документы для суда. Нужно написать исковое заявление. В нем нужно указать ту же информацию, что и в претензии. После этого необходимо собрать документы: копию водительского удостоверения и паспорта, документы о ДТП, заключение экспертизы страховой компании, копию претензии и ответ на нее, документы на автомобиль.
- Обратиться в суд. Подготовленное заявление вместе со всеми необходимыми бумагами подается в суд по месту жительства истца. Передать иск можно по почте либо через канцелярию суда. По результатам рассмотрения суд вынесет свое решение, а отказ можно обжаловать в вышестоящем суде.
Что делать, если страховая выплата меньше стоимости ремонта
Страховые компании нередко занижают сумму выплат после ДТП. Так бывает, если при расчете не учитываются скрытые повреждения автомобиля, утрата товарной стоимости автомобиля или рыночная стоимость запчастей. Читать подробнее об утрате товарной стоимости →
Если страховщик назначил маленькую сумму компенсации ущерба, следуйте инструкции:
Шаг 1. Ознакомьтесь с результатами осмотра или экспертизы страховой компании
Потребуйте страховщика ознакомить вас с актом осмотра поврежденного автомобиля. Также нужно написать заявление на выдачу копии акта о страховом случае. По документам сможете проверить какие повреждения зафиксированы в отчетах страховщика, учтены ли скрытые повреждения, корректны ли цены на запчасти.
Шаг 2: Проведите независимую экспертизу
Экспертиза поможет определить сумму недоплаты и доказать правоту при обращении в суд. Чтобы получить квалифицированную оценку ущерба, обращайтесь к эксперту, у которого есть членство в саморегулируемой организации (СРО) и допуск к подобным работам.
Шаг 3. Подайте досудебную претензию страховщику
Если видите, что ущерб недооценен, нужно подать страховщику заявление о несогласии с установленной суммой. Бланк можно скачать с сайта страховой компании и заполнить дома. Если отправляете заказным письмом или подаете лично, ответ на заявление получите в течение 30 дней. Многие компании принимают претензии на электронную почту и рассматривают их в течение 15 дней.
Шаг 4. Обратитесь в суд
Для этого составьте исковое заявление: изложите свои требований и их основания, приложите подтверждающие документы: заключение экспертизы страховой, ответ на досудебную претензию, заключение независимой оценки, документы о ДТП, полис и договор ОСАГО, документы на автомобиль. Если суд вынесет решение в вашу пользу — страховую обяжут выплатить разницу между стоимостью ремонта по результатам независимой оценки и фактически выплаченной суммой страхового возмещения. Также страховая должна будет заплатить неустойку и штраф: в 50% от суммы присужденных выплат.
Как избежать отказа в выплате
Мы собрали несколько рекомендаций, которые помогут избежать проблем с получением страхового возмещения по ОСАГО:
- Правильно оформляйте ДТП. Неточные описания обстоятельств ДТП, отсутствие подписи инспектора ГИБДД в документах, ошибки в извещении об аварии могут привести к затягиванию сроков или в отказе выплаты компенсации по ОСАГО. Читать подробнее о том, как правильно оформить ДТП →
- Заключайте договор страхования на проверенных сайтах с надежными страховщиками. Можно лишиться выплаты, если купить поддельный полис на сайте мошенников или заключить договор автострахования с компанией-однодневкой. Bip.ru работает только со страховыми-членами РСА, у которых есть действующая лицензия на страхование по ОСАГО, высокие экспертные и народные рейтинги. Вы получите полис напрямую от страховой, его подлинность можно проверить в базе РСА.
- Соблюдайте условия договора автострахования. Чтобы гарантировано получить выплату соблюдайте свои обязанности по договору. Не используйте авто для обучения вождению, соревнований или испытаний автомобиля. Страхуйте свою ответственность по каждому автомобилю, которым управляете.
На нашем сайте можно сравнить и выбрать страховую компанию и оформить полис ОСАГО.
Что еще почитать
- Еще больше статей в нашем онлайн-журналеЧитать журнал
- Проверка штрафовПроверка штрафов ГИБДД по базам Госуслуг, ГИБДД, ГИС ГМП. Найдем все штрафы по номеру СТС или водительского удостоверения.
- Проверка диагностической картыПроверьте подлинность и срок действия вашей диагностической карты(заключения о техосмотре).
- ОСАГО на 3 месяцаЕсли вы водите автомобиль только 3 месяца в году, полис ОСАГО будет дешевле. Рассказываем, как оформить полис на короткий срок и получить скидку по ОСАГО.
- ДОСАГООбычный полис ОСАГО можно улучшить — страховка ДСАГО увеличивает страховое покрытие. Рассказываем, для чего нужно ДСАГО, и как его можно купить.
- Постановка машины на учетВсе о постановке авто на учет в 2022: сроки, цены и необходимые документы.