
В таких случаях водитель может подать в суд ходатайство по ст. 333 ГК РФ с просьбой уменьшить размер неустойки, если она явно не соответствует тяжести нарушения или реальному ущербу.
В большинстве каршерингов работает следующая схема:
Обычно в договоре аренды указано, что пользователь обязан Штрафы в каршеринге: кому приходят и где оплатить. То есть, сервис сам погашает штраф в течение льготного срока, а потом списывает ту же сумму с карты пользователя-нарушителя.
Кроме того, каршеринг может снять «комиссию» за оплату штрафа. Например, «Делимобиль» снимает со счета пользователя дополнительные 10% за оплату штрафа (п. 7.6 договора аренды).
Иногда пользователю приходится оплачивать повторный штраф, даже если в первом нарушении он не виноват. Это закреплено в договорах некоторых операторов. Например, в пункте 8.2 договора аренды от «Ситидрайв» или пункте 7.3 договора аренды от «Яндекс Драйв» . То есть, если Водитель А проехал на красный, а до него то же самое сделал Водитель Б, повышенный штраф все-равно получит Водитель А. Так происходит из-за того, что повторное взыскание выписывают на автомобиль, а не на конкретного человека.
Каршеринговый автомобиль
Оспорить штраф может только владелец машины, то есть каршеринговая компания.
Теоретически оператор, как собственник автомобиля, может обратиться в ГАИ и предоставить данные водителя, который управлял машиной в момент нарушения. Но на практике для компании проще и быстрее оплатить штраф, а потом взыскать с пользователя неустойку.
Все, что может в данном случае сделать пользователь, — обратиться в суд.
Каршеринговые компании назначают собственные штрафы за нарушения условий договора. Формально это не штрафы ГАИ, а неустойки, которые водитель выплачивает напрямую сервису.
Каршеринг назначает неустойку:
Зачастую операторы каршеринга устанавливают непропорционально высокие штрафы за несоблюдение правил договора:
В таких случаях водитель может подать в суд ходатайство по ст. 333 ГК РФ с просьбой уменьшить размер неустойки, если она явно не соответствует тяжести нарушения или реальному ущербу.
Если ДТП случилось не по вине пользователя, платить ничего не придется — убытки по ОСАГО покроет страховщик виновника. Каршеринг сам разберется с ущербом, но ДТП нужно оформить как положено.
Если виновник аварии арендатор, придется заплатить штраф. Сколько — зависит от условий конкретного сервиса. Обычно это фиксированные суммы, которые привязаны к категории автомобиля и размеру ущерба: чем дороже машина и серьезнее повреждения, тем больше нужно заплатить. Как правило сумма колеблется в пределах 30-150 тыс. ₽.
В некоторых сервисах в стоимость аренды включено КАСКО, в других его можно подключить как дополнительную опцию при бронировании. Если ездить с добровольной страховкой, сумма неустойки будет меньше. Однако во многих сервисах автомобили застрахованы по КАСКО с франшизой. Франшиза — это фиксированная сумма, которую платит виновник ДТП. Если ущерб меньше этой суммы — пользователь оплачивает весь ремонт; если больше — нужно заплатить только размер франшизы, остальную часть расходов на ремонт покроет страховая.
Каждая компания устанавливает свою систему неустоек. Рассмотрим подробнее, какие условия действуют у популярных операторов.
КАСКО в «Делимобиле» нужно подключать отдельно до начала поездки. В приложении эта опция называется «Подстраховка». Она покрывает от 50% до 100% стоимости ремонта и стоит обычно от 10% до 30% от цены аренды.
Если водитель спровоцировал аварию, но не подключил «Подстраховку», нужно будет заплатить штраф. Конечная сумма зависит от категории машины и ущерба:
Разберем на примере:
Однако «Подстраховка» не покрывает серьезные нарушения:
У Большинства машин «Яндекс Драйв» оформлен КАСКО с франшизой: если пользователь становится виновником ДТП, ему нужно оплатить часть стоимости ремонта. Для обычных машин эта сумма составляет до 40 тыс. ₽, а для Ford Mustang и электрокаров — до 75 тыс ₽.
Однако по условиям договора компания может дополнительно взыскать с пользователя сумму ущерба за автомобиль, размер которой зависит от ряда условий:
Водители с хорошим рейтингом могут подключить платную опцию «Полное спокойствие», которая позволяет не платить за ущерб, причиненный автомобилю в ДТП. Акция действует до конца декабря 2025 года.
Сервис устанавливает максимальный размер штрафа в зависимости от категории авто и наличия КАСКО. КАСКО нужно подключать за отдельную плату в разделе «Страховые продукты» или в карточке автомобиля до начала поездки.
Согласно п. 8.4 договора аренды максимальный штраф составляет:
Рассмотрим пример: если водитель попал в аварию по своей вине, управляя, например, Omoda S5 (класс «Комфорт»), и ремонт обойдется в 50 тыс. ₽, то:
КАСКО не действует, если пользователь допустил грубые нарушения, например, проехал на красный, двигался по встречной полосе, превысил скорость более чем на 40 км/ч и т. д (п. 8.4.7 договора).
Если водитель скрылся с места ДТП, передал управление несовершеннолетнему или нарушил другие серьезные пункты договора, он также будет обязан оплатить ущерб в полном объеме и оплатить другие расходы компании, возникшие из-за нарушений условий (п. 8.4.5).
ДТП нужно обязательно оформлять с сотрудником ГАИ, европротокол не подойдет — в противном случае придется возмещать ущерб в полном объеме плюс выплачивать неустойку в размере 50 тыс (пп. 4.3.10.1 и 8.4.11).
Над материалом работали