bip.ru

Штрафы в каршеринге: кому приходят и где оплатить

Пользователям каршеринга грозят два вида штрафов: официальные от ГАИ и внутренние, которые выставляет сам сервис. Объясняем, кто в каршеринге оплачивает штраф, как рассчитывается ущерб в случае ДТП, и сравним условия у операторов «Делимобиль», «Яндекс Драйв» и «Ситидрайв».
Обновлено: 30.05.2025

Штрафы ГИБДД: кто получает и как оплатить

В большинстве каршерингов работает следующая схема:

  • Если нарушение ПДД зафиксировал инспектор — штраф получает и оплачивает водитель.
  • Если нарушение сняла камера — штраф приходит владельцу автомобиля, то есть каршеринговой компании.

Обычно в договоре аренды указано, что пользователь обязан Штрафы в каршеринге: кому приходят и где оплатить. То есть, сервис сам погашает штраф в течение льготного срока, а потом списывает ту же сумму с карты пользователя-нарушителя.

Кроме того, каршеринг может снять «комиссию» за оплату штрафа. Например, «Делимобиль» снимает со счета пользователя дополнительные 10% за оплату штрафа (п. 7.6 договора аренды).


Иногда пользователю приходится оплачивать повторный штраф, даже если в первом нарушении он не виноват. Это закреплено в договорах некоторых операторов. Например, в пункте 8.2 договора аренды от «Ситидрайв» или пункте 7.3 договора аренды от «Яндекс Драйв» . То есть, если Водитель А проехал на красный, а до него то же самое сделал Водитель Б, повышенный штраф все-равно получит Водитель А. Так происходит из-за того, что повторное взыскание выписывают на автомобиль, а не на конкретного человека.

Каршеринговый автомобиль

Можно ли оспорить штраф

Оспорить штраф может только владелец машины, то есть каршеринговая компания.

Теоретически оператор, как собственник автомобиля, может обратиться в ГАИ и предоставить данные водителя, который управлял машиной в момент нарушения. Но на практике для компании проще и быстрее оплатить штраф, а потом взыскать с пользователя неустойку.

Все, что может в данном случае сделать пользователь, — обратиться в суд.

Штрафы каршеринга: за что назначают

Каршеринговые компании назначают собственные штрафы за нарушения условий договора. Формально это не штрафы ГАИ, а неустойки, которые водитель выплачивает напрямую сервису.

Каршеринг назначает неустойку:

  • За порчу имущества: царапины, вмятины, мусор в салоне, отключение трекера, заправку неправильным топливом и т. д.
  • За нарушение правил использования: передал аккаунт другому человеку, курил в салоне и т.д..
  • За причиненные убытки: машина попала на штрафтоянку по вине пользователя, потребовалась экспертиза, пользователь просрочил оплату штрафов и т.д.
  • За нарушения правил ПДД: водитель отказался от медосвидетельствования, припарковался на газоне и т.д. То есть, водитель фактически платит два штрафа за нарушение правил: официальный от ГАИ и неустойку от сервиса.

Зачастую операторы каршеринга устанавливают непропорционально высокие штрафы за несоблюдение правил договора:


В таких случаях водитель может подать в суд ходатайство по ст. 333 ГК РФ с просьбой уменьшить размер неустойки, если она явно не соответствует тяжести нарушения или реальному ущербу.

Штрафы в случае ДТП на каршеринге

Если ДТП случилось не по вине пользователя, платить ничего не придется — убытки по ОСАГО покроет страховщик виновника. Каршеринг сам разберется с ущербом, но ДТП нужно оформить как положено.

Если виновник аварии арендатор, придется заплатить штраф. Сколько — зависит от условий конкретного сервиса. Обычно это фиксированные суммы, которые привязаны к категории автомобиля и размеру ущерба: чем дороже машина и серьезнее повреждения, тем больше нужно заплатить. Как правило сумма колеблется в пределах 30-150 тыс. ₽.

В некоторых сервисах в стоимость аренды включено КАСКО, в других его можно подключить как дополнительную опцию при бронировании. Если ездить с добровольной страховкой, сумма неустойки будет меньше. Однако во многих сервисах автомобили застрахованы по КАСКО с франшизой. Франшиза — это фиксированная сумма, которую платит виновник ДТП. Если ущерб меньше этой суммы — пользователь оплачивает весь ремонт; если больше — нужно заплатить только размер франшизы, остальную часть расходов на ремонт покроет страховая.

Каждая компания устанавливает свою систему неустоек. Рассмотрим подробнее, какие условия действуют у популярных операторов.

Делимобиль

КАСКО в «Делимобиле» нужно подключать отдельно до начала поездки. В приложении эта опция называется «Подстраховка». Она покрывает от 50% до 100% стоимости ремонта и стоит обычно от 10% до 30% от цены аренды.

Если водитель спровоцировал аварию, но не подключил «Подстраховку», нужно будет заплатить штраф. Конечная сумма зависит от категории машины и ущерба:


Разберем на примере:

  • Водитель каршеринговой VW Polo попал в аварию по своей вине. Машина класса «Эконом», ущерб оценен в 120 тыс. ₽, водитель не стал включать «Подстраховку». В итоге автомобилист заплатит 105 тыс. ₽ (95 тыс. ₽+ 40% от суммы превышения).
  • Если до поездки водитель выбрал «Подстраховку» с покрытием 50% от суммы ущерба, он заплатит только половину от 120 тыс. ₽ — то есть 60 тыс. ₽.

Однако «Подстраховка» не покрывает серьезные нарушения:

  • Езда в состоянии алкогольного опьянения.
  • Бегство с места аварии.
  • Передача управления лицу без прав и проч.

Яндекс Драйв

У Большинства машин «Яндекс Драйв» оформлен КАСКО с франшизой: если пользователь становится виновником ДТП, ему нужно оплатить часть стоимости ремонта. Для обычных машин эта сумма составляет до 40 тыс. ₽, а для Ford Mustang и электрокаров — до 75 тыс ₽.

Однако по условиям договора компания может дополнительно взыскать с пользователя сумму ущерба за автомобиль, размер которой зависит от ряда условий:

  • Если ущерб не превышает 100 тыс. ₽, виновник скрылся или виноват сам пользователь: пользователь платит сумму ущерба, но не более 100 тыс. ₽.(п. 7.4.1).
  • Если ущерб превышает 100 тыс. ₽: пользователь платит фиксированную сумму 100 тыс. ₽. Но ДТП должно быть правильно оформлено (п. 7.5).
  • Если авария не была оформлена или случай не признали страховым (например, водитель был в состоянии алкогольного опьянения или скрылся с места происшествия): пользователь оплачивает ущерб в полном объеме (п. 7.4.2).

Водители с хорошим рейтингом могут подключить платную опцию «Полное спокойствие», которая позволяет не платить за ущерб, причиненный автомобилю в ДТП. Акция действует до конца декабря 2025 года.

Ситидрайв

Сервис устанавливает максимальный размер штрафа в зависимости от категории авто и наличия КАСКО. КАСКО нужно подключать за отдельную плату в разделе «Страховые продукты» или в карточке автомобиля до начала поездки.

Согласно п. 8.4 договора аренды максимальный штраф составляет:


Рассмотрим пример: если водитель попал в аварию по своей вине, управляя, например, Omoda S5 (класс «Комфорт»), и ремонт обойдется в 50 тыс. ₽, то:

  • при отсутствии КАСКО он заплатит 50 тыс. ₽, поскольку эта сумма не выходит за пределы максимальной фиксированной суммы в 100 тыс. ₽ для этого класса авто.
  • при наличии КАСКО — только 30 тыс. ₽ (лимит для этого класса авто).

КАСКО не действует, если пользователь допустил грубые нарушения, например, проехал на красный, двигался по встречной полосе, превысил скорость более чем на 40 км/ч и т. д (п. 8.4.7 договора).

Если водитель скрылся с места ДТП, передал управление несовершеннолетнему или нарушил другие серьезные пункты договора, он также будет обязан оплатить ущерб в полном объеме и оплатить другие расходы компании, возникшие из-за нарушений условий (п. 8.4.5).

ДТП нужно обязательно оформлять с сотрудником ГАИ, европротокол не подойдет — в противном случае придется возмещать ущерб в полном объеме плюс выплачивать неустойку в размере 50 тыс (пп. 4.3.10.1 и 8.4.11).

Над материалом работали

Автор

Александра Дорошина

Автор bip.ru